История рождения этой уникальной машины связана с проектом другого также неординарного самолёта, разрабатываемым за океаном. В середине 50-х годов прошлого века в СССР стало известно, что в США фирма Норт Америкен, выиграв объявленный министерством обороны конкурс, работает над проектом «Валькирия», итогом которого должен стать новый стратегический бомбардировщик носитель ядерного оружия ХВ-70.
Его запланированные характеристики не имели на тот период аналогов. Американские стратеги рассчитывали, что целая армада таких машин обрушится на Советский Союз, достигнув его рубежей кратчайшим путём через Северный полюс. В Советском Союзе, естественно, сразу же задумались об адекватных средствах пресечения подобного удара.
В те годы в ОКБ А. И. Микояна уже велись работы по созданию тяжёлых скоростных и высотных истребителей-перехватчиков (Е-166 и Е-152), предназначенных для борьбы со сверхзвуковыми бомбардировщиками. В ходе испытаний этих машин была достигнута скорость 2680 км/ч и потолок 22670 м. Наработанный конструкторский задел позволил приступить к созданию ещё более мощного боевого самолёта, основной целью для которого должны стать американские «Валькирии».
После рассмотрения различных вариантов компоновки новой машины Артём Иванович Микоян выбрал нормальную аэродинамическую схему с двухкилевым оперением и высокорасположенным трапециевидным крылом. Такой облик обрёл МиГ-25.
Серьёзную проблему представлял выбор силовой установки. В конце концов выбор пал на турбореактивный двигатель, созданный в бюро А. А. Микулина и уже опробированный на беспилотных аппаратах. На МиГ-25 их было два.
Заводские испытания опытного образца истребителя начались весной 1964 года. В процессе испытаний было установлено несколько мировых авиационных рекордов. Даже после завершения испытаний и начала в 1969 году серийной постройки опытные экземпляры машины продолжали эксплуатироваться, в том числе и для достижения новых рекордов.
21 августа 1977 лётчик-испытатель А. Федотов установил на этой машине абсолютный мировой рекорд высоты полёта 37650 м, а всего на самолёте этого типа установлены 29 мировых рекордов. МиГ-25 попал в книгу рекордов Гиннесса, как самый быстрый серийно выпускаемый истребитель.
«Главная угроза США»
Широкой публики МиГ-25 впервые был показан на воздушном параде в Тушино в 1967 году. Его появление в небе произвело фурор и повергло в шок многих военных атташе стран НАТО. Ведь новый самолёт был единственным истребителем, уверенно летающим на скорости 3000 км/ч, а на форсаже достигающий и 3500. Долгое время он оставался самым быстрым, только в 1976 году его превзошёл американский самолёт-разведчик SR-71 «Чёрная птица», установивший абсолютный рекорд скорости — 3530 км/ч. Естественно сразу после своего появления МиГ-25 стал объектом повышенного внимания натовских разведок, мечтающих познакомиться с ним поближе и понять, в чём секрет его достижений. Зарубежная пресса также не забывала о новом советском истребителе.
Журналисты, представители аэрокосмических фирм и даже американские конгрессмены стали раздувать миф о «супер-самолёте», представляющем величайшую угрозу американскому господству в воздухе.
Больше всего в этой шумихе были заинтересованы американские промышленники. Дело в том, что министр обороны Макнамара, поклонник ракетной техники, считал истребители абсолютно устаревшим классом самолётов. Поэтому в течение последних 15 лет работы по созданию новых истребителей в США не велись. Теперь в конгрессе даже прошли специальные слушания, повесткой дня которых было «как жить дальше, когда у Советов появился МиГ-25?»
И именно на таком пока ещё совершенно секретном самолёте 6 сентября 1976 года с одного из военных аэродромов Приморского края вылетел для выполнения полётного упражнения старший лейтенант Виктор Беленко. Примерно в 13 часов сразу четыре РЛС японских сил самообороны, размешенные на о. Хоккайдо, засекли в 200 милях к западу от побережья острова на высоте 6700 м воздушную цель, двигающуюся в их направлении.
Вслед за этим с авиабазы Читозе поднялась на перехват пара «Фантомов», но неопознанный объект исчез с экранов радаров, навести перехватчиков не представлялось возможным, и они вернулись на аэродром. А неопознанный объект обнаружился над гражданским аэропортом Хакодате. Он прошёл над взлётной полосой на высоте 300 м, его лётчик явно намеривался садиться, однако полоса была занята взлетавшим пассажирским Боингом-727.
После взлета Боинга МиГ сделал пару «пристрелочных» заходов и, наконец, приземлился. Но земли он коснулся только в середине посадочной полосы и, хотя летчик выпустил закрылки и тормозной парашют, МиГ выскочил за её пределы, проехал еще 240 м по грунту, попутно снеся две аэродромные антенны, и остановился. Вскоре японское радио сообщило, что самолёт МиГ-25П (бортовой №31), пилотируемый советским лётчиком Беленко, совершил посадку в аэропорту Хакодате на острове Хоккайдо. Пилот попросил политического убежища. Японцы ему сразу отказали. Однако оставались ещё американцы, и 9 сентября Беленко улетел в США.
Цена побега: 2 миллиарда рублей
Между тем Советский Союз требовал немедленной выдачи лётчика и возвращения самолёта. Японцы, конечно, не торопились возвращать самолёт, и уж тем более не думали отдавать Беленко.
Причина для задержания самолёта и лётчика была найдена достаточно оригинальная: поскольку лётчик нелегально пересёк государственную границу Японии, его дело является не дипломатическим, а уголовным, в связи с чем заведено уголовное дело, а самолёт, как вещественное доказательство, не может быть возвращён до полного окончания расследования. Советский Союз, как мог, оказывал давление на правительство Японии, на которое с другой стороны давили США, требуя как можно дольше держать МиГ в Японии и ни в коем случае не выдавать Беленко. Самолёт был разобран до винтика, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года.
Правда, уже в Союзе осматривавшие машину инженеры из КБ Микояна не досчитались многих электронных блоков, в том числе и опознавателя «свой—чужой». Японцам выставили счёт на несколько миллионов, но в ответ получили встречный счёт за сломанные самолётом Беленко антенны. В дальнейшем возвращённый МиГ использовался в качестве учебного пособия в Даугавпилсском военном училище.
Нетрудно представить, что творилось после злосчастного дня 6 сентября в Союзе — от Владивостока до Москвы и далее. Удар был нанесён страшный. И дело не только в утрате отличной и секретной машины, и не в морально-политическом уроне. Вместе с самолётом в руки недругов попал блок с закодированным сигналом опознавания «свой—чужой», используемый на всех военных объектах СССР. Теперь предстояла не простая и не скорая, к тому же весьма дорогостоящая (порядка 2 млрд рублей) процедура по замене подобных блоков повсеместно.
И, конечно, надо было понять причины столь неожиданного бегства советского офицера, коммуниста, зам. секретаря партийной ячейки части. Рассматривалось несколько версий. Одной из них было подозрение, что Беленко был завербован западными спецслужбами задолго до своего перелёта, но вскоре от этой мысли отказались. Из многих обстоятельств, в которых произошёл перелёт, вытекало, что появление Беленко на Хоккайдо, стало полной неожиданностью, как для японцев, так и для располагавшихся неподалёку американцев.
Полученные в ходе расследования данные не давали оснований полагать, что Беленко совершил перелёт за границу из корыстных побуждений. Поначалу рассматривался также и вариант вынужденной посадки Беленко в Японии.
Для этого имелись веские основания. Он имел достаточно высокую теоретическую и лётную (причём именно на МиГ-25) подготовку и в случае необходимости был способен, спасая машину и себя приземлиться в сложных условиях на незнакомом аэродроме. В пользу этой версии говорило и необычное поведение Беленко после приземления (стрелял из пистолета в воздух, пытаясь не подпустить к самолёту японцев, не разрешал его фотографировать, требовал зачехлить машину).
Обращало на себя внимание и отношение к Беленко японских полицейских, которые при вывозе с аэродрома надели на его голову мешок, грубо затолкали в машину. Но эта версия отпала, когда при обыске квартиры беглеца под подоконником нашли выполненную собственноручно Беленко карту с расчётами перелёта в Китай. Следователи посчитали, что карта была сделана специально, чтобы «замести следы» после бегства.
Личная обида?
В общем, вопрос о причинах бегства остался открытым. Примечательно, что когда о случившемся доложили министру обороны Дмитрию Устинову, он спросил: «Сколько лет этому старлею?» и, услышав — 29, задал второй вопрос: «Почему он ещё старлей, будучи лётчиком инструктором 1-го класса, да ещё исполняющим обязанности начальника штаба части?» Действительно, у Виктора Беленко был повод для обид: присвоение очередного звания из-за бюрократических проволочек задерживалось более, чем на полгода, также затягивалось утверждение его начальником штаба, а эта должность открывала ему возможность поступления в академию, о чём Виктор мечтал.
Посте перелёта Беленко вопрос о секретности МиГ-25 автоматически снимался. Нет худа без добра: теперь были сняты ограничения с экспорта этих самолётов. А желающие купить их были. Партии МиГ-25 приобрели Индия, Египет, Ливия, Сирия, Ирак. В этих богатых конфликтами странах МиГи успешно прошли испытание в реальных боевых условиях. Всего за годы производства (1969—85) их было выпущено 1190 штук. Развитием заложенных в конструкцию МиГ-25 идей в будущем стал МиГ-31.