Важным событием прошлого года стало начало лётных испытаний в Индии, на борту многофункционального истребителя Су-30МКИ индийских ВВС, новейшей сверхзвуковой крылатой ракеты воздушного базирования BRAHMOS-A.
Она создаётся на базе крылатой ракеты BRAHMOS, уже состоящей на вооружении сухопутных войск и ВМС Индии и являющейся ярким примером успешно развивающегося военно-технического сотрудничества России и Индии. Разработчик и производитель ракет BRAHMOS — российско-индийское совместное предприятие BrahMos Aerospace Ltd., название которого произошло от слияния названий двух великих рек: индийской Брахмапутры и российской Москвы-реки. BRAHMOS сегодня -это синоним высокого уровня технологий, символ высокой надёжности, точности и могущества, и, наконец, лучший пример российско-индийского партнёрства в такой стратегической сфере, как военно-техническое сотрудничество.
«Наш девиз — «Сила уважает силу», — говорит главный исполнительный директор компании BrahMos Aerospace Ltd. Судхир Кумар Мишра, — и я уверен, что ракетная система BRAHMOS будет продолжать демонстрировать высокие возможности, делая бренд BRAHMOS синонимом девизу «Достижения, инновации и успех».
В октябре 2012 г. Комитет по вопросам безопасности правительства Индии обнародовал планы по переоборудованию 42 истребителей Су-30МКИ индийских ВВС в носители авиационной версии крылатой ракеты BRAHMOS и закупке для них в перспективе более сотни таких КР. В феврале 2013 г. директор ФСВТС России Александр Фомин сообщил журналистам, что Россия и Индия в декабре 2012 г. заключили соответствующий контракт на проведение работ по адаптации ракеты BRAHMOS к истребителю Су-30МКИ, который называют там не иначе как «Гордость Индии». А в рамках международной аэрокосмической выставки Aero India 2015 корпорация HAL передала компании BrahMos Aerospace первый Су-30МКИ, переоборудованный в носитель ракеты BRAHMOS-А.
«Подразделение компании Hindustan Aeronautics Ltd. в Насике завершило модификацию самолета Су-30МКИ в носитель ракет BRAHMOS-А, а также успешно выполнило наземные вибрационные испытания самолёта с полным комплектом вооружения, — заявил глава BrahMos Aerospace Судхир Кумар Мишра. — Следующий шаг — бросковые испытания, что позволит изучить поведение машины и способность ее планера и бортовых систем сохранять целостность и работоспособность после того, как будет выполнен сброс 2,9-тонной ракеты. Мы планируем начать испытания ракеты на борту самолёта в этом году. На проведение инструментальных, бросковых и реальных лётных испытаний уйдёт порядка 4—5 месяцев. После того, как мы проведём последний пуск, самолёт будет передан заказчику и пройдёт этап лётных испытаний в его Центре испытаний (Aircraft & Systems Testing Establishment) в Бангалоре, а затем начнётся выпуск серийных ракет».
Планируется, что в случае успешного завершения испытаний в июне 2016 г компания BrahMos Aerospace Ltd. сможет приступить к поставкам серийных ракет BRAHMOS-A индийским ВВС. Вооружённые такими ракетами Су-30МКИ превратятся из «простых» многофункциональных истребителей в ударные авиационные комплексы большой дальности. Самолёты, имеющие собственную максимальную дальность полёта около 3000 км и вооружённые КР с дальностью пуска около 300 км, смогут поражать хорошо защищённые цели противника на дальности в несколько тысяч километров от аэродрома базирования.
«Вооружённый ракетами BRAHMOS истребитель Су-30МКИ представляет собой комбинацию огромной разрушительной мощи и возможности вести воздушный бой, — указывается в одной из статей в индийской прессе. — Это даст ВВС Индии возможность поражать цели, имеющие сильную систему ПВО, включая авианосцы».
«BRAHMOS установил новые стандарты и стал настоящим лидером на рынке, — подчёркивал недавно в своей лекции в рамках одного из научных мероприятий главный исполнительный директор BrahMos Aerospace Ltd. Судхир Кумар Мишра. — Наши усилия, направленные на постоянное развитие, позволяют нам уверенно идти вперёд и добиваться того, чтобы Индия стала всемирно признанным и уважаемым игроком на рынке вооружений, в области обороны и безопасности».
Господин Мишра вступил в должность руководителя российско-индийской компании не так давно — 1 августа 2014 г., сменив на этом посту известного индийского учёного и специалиста в области ракетной техники доктора Шиватхану Пиллая. Почти сразу он обрисовал весьма амбициозные планы по наращиванию производственных мощностей компании. Так, в интервью изданию Russia and India Report в августе 2014 г. новый глава компании подчёркивал: «Спрос на ракеты BRAHMOS очень высок, так что сегодня наша главная задача — выполнять заказы в срок. Поэтому для нас в настоящее время первый и единственный приоритет — эффективное распределение производственных мощностей в рамках установленных договорённостей между Индией и Россией. Мы считаем, что индийские предприятия должны иметь возможность производства 100% компонентов ракеты, и российские предприятия должны иметь такую же возможность. В итоге, когда у нас будет очень много заказов, обе стороны смогут выполнить их, задействуя свои производства на полную мощность. Кроме того, мы не должны забывать о такой важной составляющей нашей программы, как экспорт. Как только он станет нарастать, упомянутые мною производственные возможности будут иметь весьма важное значение. Хотя, конечно, реализация этого потребует определённого времени».
Судхир Кумар Мишра — выпускник факультета технологий машиностроения Государственного инженерного колледжа в Джабалпуре, окончил аспирантуру Индийского технологического института в Мадрасе, в настоящее время работает над докторской диссертацией в Государственном технологическом институте в Варангале. Длительное время работал в Организации оборонных исследований и разработок (DRDO), где в 2007 г. занял должность директора по программе создания ракетного оружия. Два года спустя он получил из рук премьер-министра Индии престижную награду «Лучшего специалиста года». Во время работы в лаборатории DRDL (одно из подразделений DRDO), куда он пришёл в 1984 г., господину Мишре довелось трудиться под началом недавно ушедшего из жизни известного индийского учёного, бывшего президента Республики Индия доктора Абдула Калама.
Назначение Судхира Кумара Мишры на должность руководителя BrahMos Aerospace Ltd. обусловлено тем, что за время своей работы в DRDO ему пришлось принимать активное участие в ряде крупных «ракетных» проектов, реализуемых совместно с коллегами из России, Израиля и Франции (в DRDO он исполнял обязанности директора по международному сотрудничеству), четыре года он занимал должность технического советника в посольстве Индии в Москве, где курировал программу BRAHMOS, и руководил работами по ней в DRDL.
Как рассказал господин Мишра нашему журналу, приоритетными направлениями работы BrahMos Aerospace в обозримом будущем являются создание авиационной версии ракеты BRAHMOS-A, разработка новой модификации BRAHMOS-NG, а в перспективе — гиперзвуковой ракеты BRAHMOS II, которая сможет летать со скоростью, в 7 раз превышающей звуковую
8 и 9 мая 2015 г. со стартовой позиции на острове Кар-Никобар (группа Никобарских островов) с мобильной пусковой установки были выполнены два успешных пуска крылатых ракет новейшей модификации BRAHMOS Block III. Данная версия ракеты обладает наиболее высоким боевым потенциалом и способна поражать высокозащищённые заглублённые в грунт цели, в т.ч. расположенные в районах со сложным, например гористым, рельефом местности.
Вариант BRAHMOS Block III создавался под требования сухопутных войск Индии — специально для применения в районах со сложным рельефом местности, когда цель, например, «закрыта» горой или горным массивом: ракета, по данным высокоточной бортовой навигационной системы, включающей инерциальную навигационную систему и приёмник спутниковой навигации, выводится в точку приведения и уже оттуда пикирует на цель.
Отличительными особенностями BRAHMOS Block III являются усовершенствованная система наведения и самонаведения и модифицированное программное обеспечение, дающие ракете возможность выполнения сложного маневрирования на траектории (с несколькими пунктами поворота на маршруте), включая практически отвесное пикирование на цель.
«Мы намерены доказать, что ракета способна выполнять почти отвесное пикирование, заставая, таким образом, противника врасплох, — подчёркивает глава компании BrahMos Aerospace Ltd. Судхир Кумар Мишра. — Поскольку в горных условиях радиолокационные станции не могут обеспечить эффективный круговой обзор, мы должны продемонстрировать, что наша ракета может выполнять маневры в горизонтальной плоскости и поражать цель, укрытую за горой». Сегодня, по обнародованным данным, на испытаниях была подтверждена возможность выполнения пикирования с углом 65°.
Майские стрельбы этого года — это уже 47-й и 48-й пуски в истории программы BRAHMOS. Стрельбы выполнялись на полную дальность — 290 км, их результаты были признаны «полностью успешными», включая сложные элементы маневрирования на траектории. Успешное выполнение данных испытаний подтвердило боевые возможности модификации Block III и позволило продолжить поставки этих ракет в войска. Так, после ракетных стрельб, выполненных 8 и 9 мая, индийское правительство одобрило планы по формированию уже четвёртого по счету ракетного полка, который будет вооружён КР этого типа — теперь в версии Block III. В настоящее время боевое дежурство в различных приграничных районах Индии несут три ракетных полка, вооружённых ракетами BRAHMOS Block II.
Новейшей модификацией ракеты планируется вооружить также шесть боевых кораблей ВМС Индии. Соответствующее решение в мае 2015 г. принял Совет по оборонным закупкам Индии. Корабли будут оснащаться новыми 16-ракетными установками вертикального пуска, которые имеют модульную конструкцию, разработаны и производятся в Индии. Первыми 16-ракетную носовую установку вертикального пуска нового типа получают эсминцы УРО проекта 15А, головной из которых, Kolkata (так с 2001 г. называется город, известный нам как Калькутта), вступил в строй 16 августа 2014 г. и выполнил успешную стрельбу комплексом BRAHMOS в феврале этого года.
В перспективе — создание усовершенствованной модификации, известной как BRAHMOS Block IV, предназначенной для поражения важных и сложных (по расположению и защищённости) наземных целей в глубине территории противника.
Впервые о том, что компания ведёт работы по «миниатюрной» версии крылатой ракеты BRAHMOS, стало известно 20 февраля 2013 г.: во время празднования 15-летия BrahMos Aerospace Ltd. гости и журналисты могли увидеть модель такой КР, получившей первоначально обозначение BRAHMOS-M (М — от mini), а затем ставшей именоваться BRAHMOS-NG (от New Generation — «новое поколение»).
«Перед нами стоит задача уменьшить массу ракеты, чтобы её можно было интегрировать с различными платформами, в т.ч. оснастить ею индийский истребитель пятого поколения, который разрабатывается совместно Индией и Россией, — подчёркивают в BrahMos Aerospace Ltd. — Кроме того, принятие на вооружение ВМС Индии палубных истребителей МиГ-29К/КУБ требует оснащения их уменьшенной версией ракеты, поскольку тогда они при выполнении боевых задач смогут взлетать с палубы авианосца с двумя ракетами на подкрыльевых пилонах».
Заявленные на сегодня характеристики ракеты: длина — 6 м, диаметр — 0,5 м, стартовая масса авиационного варианта — 1,4 т (морского — 1,6 т). Скорость и дальность полёта, как сообщается, у «мини-брамоса» останутся прежними. Отличительной особенностью ракеты также должно стать более широкое применение технологий малозаметности.
Новые ракеты смогут применять также и другие самолеты, состоящие на вооружении ВВС Индии, в т.ч. Mirage 2000, а Су-30МКИ сможет брать на борт не одну, а целых три ракеты (одну под фюзеляжем и две под крылом). Планируется вооружать подобными ракетами и перспективный истребитель пятого поколения ПМИ (FGFA). Кроме того, уменьшенные массогабаритные характеристики ракеты позволят применять BRAHMOS-NG из стандартных торпедных аппаратов подводных лодок и обеспечат возможность наращивания боезапаса ракет на надводных кораблях.
Известно, что на сегодня корпорация HAL уже начала предварительные проработки возможности применения на самолётах ракет типа BRAHMOS-NG; организация DRDO проводит соответствующие исследования, а российская сторона, в свою очередь, приступила к работе над усовершенствованным вариантом двигательной установки. Ожидается, что испытания BRAHMOS-NG могут начаться на рубеже 2017—2018 гг.
«Сегодня BRAHMOS-NG — это всего лишь идея, — говорил в феврале этого года глава компании Судхир Кумар Мишра. — Но я верю, что однажды BRAHMOS-NG станет настоящей реальностью».