В конце мая внимание авиационных экспертов привлекло заявление главкома ВВС России генерал-полковника Виктора Бондарева, который сообщил, что разрабатываемый в ОКБ «Сухой» истребитель пятого поколения Т-50 превзойдет американские аналоги F-22 и F-35. «Самолет показывает прекрасные характеристики, у него прекрасная система вооружения как по земле, так и по воздуху.
Самолет практически незаметен», – отметил главком. Практически одновременно с аналогичными оценками выступили и некоторые американские аналитики, которых трудно заподозрить в стремлении превозносить российское вооружение. Так, бывший начальник разведки ВВС США Дэйв Дэптула заявил в интервью влиятельному американскому изданию National Interest: «Представленные характеристики ПАК ФА, с которыми я познакомился, демонстрируют современные технические решения, которые по крайней мере такие же, а по некоторым показателям даже превосходят американские самолеты пятого поколения. ПАК ФА, безусловно, по сравнению с F-35 обладает большей гибкостью в сочетании с отличным аэродинамическим дизайном».
ПРОЕКТ УСПЕШНО РЕАЛИЗУЕТСЯ
Работа по созданию российского истребителя пятого поколения, который должен обеспечить военный, технологический и коммерческий паритет России перед лицом американских машин той же генерации, идет успешно и соответствует стандартам графика создания подобных сложных боевых авиационных комплексов за рубежом. Программа государственных совместных испытаний (ГСИ) выполняется в соответствии с утвержденными сроками. По итогам проведенных испытаний можно констатировать, что проект ПАК ФА позволил внедрить современные инновационные подходы по разработке, производству и испытаниям боевой авиатехники. Можно также отметить получение положительных результатов испытаний составных частей радиолокационного комплекса (РЛК) самолета. Двигатель и его составные части также успешно проходят государственные испытания. Получены положительные результаты совместной отработки самолета с авиационными средствами поражения. При разработке составных частей комплекса сделан упор на использование отечественных комплектующих.
БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ
В ближайшее время компания «Сухой» и ее смежники активизируют работы по созданию ПАК ФА. Планируемое увеличение числа опытных машин позволит резко интенсифицировать летные и наземные испытания. Более того, в решающую фазу входят и работы по созданию критически важных систем для ПАК ФА. В настоящее время на базе задела по изделию 117С разрабатывается двигатель, который обеспечит революционные характеристики самолета. При этом уже сегодня двигатель имеет лучшие характеристики в своем классе, обладает повышенной эксплуатационной технологичностью, на нем реализованы мероприятия по обеспечению малой заметности. Кроме того, стоимость серийного двигателя будет минимальной по цене такого рода продукции. Объединенная двигателестроительная корпорация планирует в будущем предоставить двигатель «второго этапа», который будет на 15–18% эффективнее используемого сегодня мотора «изделие 117». Принципиальное значение тут имеют не количественные показатели эффективности (хотя они тоже весьма важны), а качественный прирост возможностей. Оснащенный новым двигателем истребитель будет способен совершать длительный полет на сверхзвуковой скорости без использования форсажа, то есть получит так называемый крейсерский сверхзвук, наличие которого является важнейшим признаком пятого поколения.
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) ведет разработку прицельно-навигационного комплекса и другого бортового радиоэлектронного оборудования Т-50. Наконец, самое пристальное внимание уделяется и разработке для новой платформы новых современных авиационных средств поражения. При этом речь идет не просто о создании нескольких новых ракет, а целого комплекса средств АСП, которые должны быть готовы к принятию на вооружение одновременно с окончанием испытаний самого носителя. Таким образом, чуть ли не впервые в советской/российской практике процесс создания истребителя и оружия для него синхронизирован. Сами новые ракеты должны отличаться от предыдущего поколения меньшими размерами для размещения внутри фюзеляжа самолета, повышенной дальностью, высокой маневренностью, всепогодностью, улучшенными головками самонаведения. Дальность некоторых изделий возрастет благодаря применению новых двигателей в 1,5 раза. За счет комплекса бортового оборудования обеспечивается значительное превосходство не только над самолетами поколения 4++ (Су-35 и Су-30СМ, Rafale, Eurofighter), но и над зарубежными аналогами пятого поколения (F-22 и F-35). Благодаря новой «начинке» ПАК ФА сможет на качественно новом уровне выполнять поставленные задачи, не достижимые до настоящего момента ни одним боевым авиационным комплексом такого класса.