Ракета, казалось, бесшумно вылетевшая из вертикальной пусковой установки, взревела, закружила шлейфом выхлопных газов, словно красавица на светском балу платьем, и в считанные секунды растаяла в небе. Вскоре поступил короткий доклад: «Цель поражена!». Так, в сентябре прошлого года малый ракетный корабль (МРК) «Град Свияжск» — головной проекта 21631 «Буян-М» произвел свою первую стрельбу комплексом «Калибр-НК».
Малые ракетные корабли проекта 21631 — по сути дела, боевые единицы нового класса, которые при относительно небольшом водоизмещении в 949 т, длине 74,1 м и ширине 11 м несут мощное ударное вооружение — 8 ракет интегрированного комплекса «Калибр-НК» или «Оникс». Ими с высокой точностью можно поражать корабли и суда противника, а также военные базы, штабы, органы государственного управления, промышленные предприятия и береговую инфраструктуру противостоящей стороны, причём на значительных дальностях. То есть эти МРК — универсальные корабли, способные выполнять не только тактические и оперативные, но и стратегические задачи. У них небольшая осадка (2,6 м), поэтому они могут действовать не только в море, но и на судоходных реках. Для борьбы с надводными, береговыми и воздушными объектами предназначена 100-мм автоматическая универсальная артиллерийская установка А190-01 «Универсал». Для целей ПВО, в том числе для борьбы с подлетающими крылатыми ракетами, используется 30-мм двенадцатиствольная установка АК-630М2 «Дуэт» высокой огневой производительности, а также две установки «Гибка» с четырьмя направляющими каждая для ПЗРК «Игла» или «Игла-М». На МРК для уничтожения диверсантов и террористов размещены два 14,5- и три 7,62-мм пулемета. МРК проекта 21631 — высокоавтоматизированные корабли. Вот почему при насыщении большим количеством разнообразного оружия его обслуживает экипаж в 29-36 человек.
9 декабря прошлого года государственная комиссия подписала акт о приёмке в состав ВМФ РФ МРК «Град Свияжск», а 19 декабря, то есть всего через десять дней, «Углича» — первого серийного корабля этого типа. В апреле эти МРК завершили полный цикл морских испытаний и в июне этого года будут официально включены в состав Каспийской флотилии (КФл) ВМФ РФ. До конца текущего года это объединение пополнится ещё одним «мини-стратегом» — МРК «Великий Устюг». На Зеленодольском заводе имени А.М. Горького для КФл строятся ещё три таких корабля.
Потребность в укреплении Каспийской флотилии стала очевидной, когда ясно обозначилась угроза радикального исламского фундаментализма государствам региона. Сегодня никто не может предсказать, как будет развиваться ситуация в регионе после ухода из Афганистана войск НАТО, которые не смогли справиться с талибами. Кроме того, в последнее время стали все более заметными попытки закрепиться на берегах Каспия держав, весьма далёких от этого региона. Так, Соединённые Штаты стремятся создать свою базу в казахстанском порту Актау. Во время визита в Ашхабад министр ВМС США Рей Мэйбус зондировал почву относительно возможности обустроить американских военнослужащих где-нибудь на каспийском берегу Туркменистана. «Букет» угроз безопасности Прикаспийского региона, к сожалению, обширен. И не учитывать этого обстоятельства нельзя.
Каспийская флотилия — передовой форпост России на западном фланге Центрально-Азиатского региона. Именно поэтому её усилению в последние годы уделяется большое внимание. Здесь надо заметить, что МРК «Град Свияжск» — не первый корабль, оснащённый универсальным корабельным стрельбовым комплексом (УКСК) ЗК14, предназначенным для пуска ракет «Калибр-НК» и «Оникс». Осваивал эту новую технику в ВМФ РФ ракетный корабль 2-го ранга (его ещё квалифицируют как «сторожевой корабль») Каспийской флотилии «Дагестан» проекта 1161 К. В сентябре 2012 г. в ходе стратегического командно-штабного учения «Кавказ-2012» он нанёс удар по важной цели условного противника. С первого выстрела ракетой «Калибр-НК» был обращён в прах малоразмерный укреплённый объект (примерно 10×10 м), находившийся далеко от берега моря.
Как заявляет командующий Каспийской флотилией вице-адмирал Сергей Алекминский, к 2016 году КФл будет иметь солидную ракетно-артиллерийскую группировку. Её основу составят РК «Дагестан» и шесть МРК проекта 21631. Ещё ранее на вооружение флотилии поступили малые артиллерийские корабли (МАК) проекта 21630 «Буян» (три единицы), которые послужили прототипами для МРК «Буян-М». Флагман флотилии — сторожевой корабль «Татарстан» — тоже относится к ракетно-артиллерийским кораблям. Он вооружён ПКР «Уран» с дальностью поражения надводных целей до 130 км (ракеты «Уран» (Х-35) входят также в состав берегового ракетного дивизиона комплекса «Бал». Он призван с «тверди земной» подкреплять действия кораблей Каспийской флотилии и защищать от вторжения с моря). Здесь нельзя не обратить внимания на то, что все вышеназванные корабли КФл спроектированы Зеленодольским ПКБ. Они не только хорошо соответствуют условиям театра, но и имеют модульную конструкцию, позволяющую менять конфигурацию вооружения на базе единых платформ.
Ввиду не ослабевающих террористических угроз потребовались специализированные корабли для нейтрализации вылазок морских бандитов. В прошлом году флотилию пополнил первый противодиверсионный катер (ПрДКа) проекта 21980 «Грачонок» разработки КБ «Вымпел». При водоизмещении около 140 т и 23-узловой скорости полного хода он имеет разнообразные средства для обнаружения и уничтожения подводных диверсантов и террористов. С помощью гидроакустических станций «Кальмар» и «Анапа» осуществляется контроль подводной среды. Оптико-электронный комплекс наблюдения МТК-201 позволяет при плохих погодных условиях, днем и ночью отслеживать обстановку на поверхности моря. Для поражения подводных пловцов и средств их транспортировки используются десятиствольный 55-мм противодиверсионный гранатомёт ДП-65А и двуствольный 45-мм гранатомёт ДП-64. Этот арсенал дополняют 14,5-мм пулемёт и ПЗРК «Игла». Сейчас на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького ведётся строительство второго ПрДКа для Каспийской флотилии, который пополнит её в этом году.
Обновляются и десантные силы КФл. Помимо хорошо известных десантных катеров на воздушной каверне проекта 11770 «Серна» от промышленности поступают ДКА проекта 21280 «Дюгонь». Сейчас их выпуск освоен Ярославским судостроительным заводом. Первый из них -«Денис Давыдов» — уже передан Министерству обороны РФ, второй — «Лейтенант Римский-Корсаков» — спущен на воду в апреле этого года, а третий — «Мичман Лермонтов» — сойдёт на воду в этом месяце. Эти ДКА полным водоизмещением около 280 т, длиной 45 м, шириной 8,6 м и максимальной скоростью хода до 35 узлов транспортируют к месту высадки три основных боевых танка или пять бронетранспортёров с десантом. Головной катер этого типа, построенный на нижегородском заводе «Волга», — «Атаман Платов» с 2010 г. несёт службу на Каспии.
Крупные изменения заметны во вспомогательных силах КФл. В их состав в последние годы вошли три рейдовых буксира проекта 705Б. Сейчас на Каспии проходит испытания головное аварийно-спасательное судно СБ-45 проекта 22870 разработки КБ «Вымпел». Оно предназначено для поисковых и аварийно-спасательных работ флотилии. Его стандартное водоизмещение 1200 т, длина — 57 м, ширина — 14 м, осадка — 3,2 м, максимальная скорость хода — 14 узлов. Судно получит самые современные средства спасения на море и водолазных работ на глубинах до 60 метров. Рейдовые буксиры и спасательное судно построены Астраханским судоремонтным заводом, то есть имеют «местное происхождение». А с Балтики пришёл построенный в 2010 г. в Гороховце транспорт вооружения ВТР-79 проекта 20360 «Дубняк». Он служит «патронташем» для «мини-стратегов» типа «Буян-М», снабжая их ракетами комплекса «Ка-либр-НК» и «Оникс». В этом году флотилия должна получить от завода «Нижегородский теплоход» три рейдовых катера комплексного аварийно-спасательного обеспечения проекта 23040.
Уделяется большое внимание развитию инфраструктуры флотилии. Модернизируются пункты базирования в Астрахани и Махачкале. Начались работы по укреплению берегов и углублению портовых акваторий, а также подходных каналов. Возводятся современные стационарные причальные фронты с подведением всех необходимых коммуникаций для обеспечения кораблей электричеством и водой. В Каспийске построен комплекс с тренажёрными залами и бассейном для проведения специальных подводных тренировок личного состава.
В акваториях пунктов базирования флотилии размещены стационарные гидроакустические станции автоматизированного обнаружения подводных объектов с определением их координат. С помощью этих ГАС с высокой точностью можно засечь и классифицировать подводные цели, рассчитывать маршруты их движения. Недавно введена в строй загоризонтная радиолокационная станция «Подсолнух». Эта РЛС обнаруживает надводные и воздушные цели на расстоянии до 450 км.
Активно осуществляется боевая подготовка флотилии. Одни учения сменяют другие. Так, в конце апреля этого года была объявлена внезапная проверка боевой готовности минно-тральных сил КФл. Гвардейский дивизион тральщиков был поднят по тревоге. Корабли вышли из пункта базирования — затона Золотой в Астрахани — и приступили к проведению зачётного тактического учения. В нем задействовали десять тральщиков, катеров и судов обеспечения. Каспийские минёры провели контрольно-разведывательный поиск и ликвидацию «минных заграждений» контактными и неконтактными тралами. Затем группа тральщиков провела суда через «минное заграждение». Моряки выполнили артиллерийские стрельбы по плавающим минам. Действия тральной группы под командованием капитана 1-го ранга Кирилла Тараненко получили высокую оценку. Одновременно в другом районе Каспия в рамках итоговой проверки корабельных сил проходило учение со стрельбами группировки ракетно-артиллерийских кораблей.
Сегодня КФл ВМФ РФ — крупнейшее военно-морское объединение государств «каспийской пятерки». В состав флотилии входят 31 боевая единица: два сторожевых корабля, два малых ракетных корабля, четыре малых артиллерийских корабля, пять ракетных катеров, пять артиллерийских катеров, один противодиверсионный катер, два базовых тральщика, пять рейдовых тральщиков, семь десантных катеров. Однако надо заметить, что из пяти ракетных катеров четыре нуждаются в замене, поскольку находятся на пределе срока службы. Им на смену могли бы прийти малые ракетные корабли проекта 21632 «Торнадо» или ракетные катера проекта 20970 «Катран». Это позволило бы усилить боевую устойчивость таких ценных единиц, как «мини-стратеги» типа «Буян-М». Необходима замена и каспийским тральшикам, которые тоже немолоды.
Конечно, серьёзным подспорьем КФл является Береговая охрана Пограничной службы ФСБ на Каспии. В её составе насчитывается 12 сторожевых кораблей разных рангов, восемь сторожевых катеров и два патрульных судна. В большинстве своём — это современные единицы. В их числе — новейший пограничный сторожевой корабль «Бриллиант» проекта 22460 «Охотник». Его полное водоизмещение — 630 т, длина — 62,5 м, максимальная скорость хода — более 24 узлов. ПСКР вооружён 30-мм шестиствольной артиллерийской установкой АК-306 и оснашён разнообразными средствами обнаружения. В корме имеется площадка для приёма лёгкого вертолёта или беспилотного летательного аппарата.
ВМС Ирана и морские подразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР) — традиционно вторые по своим возможностям в иерархии на Каспии, хотя по количеству единиц даже превосходят КФл. В основном в их составе — небольшие скоростные катера. Некоторые из них вооружены ракетами малой дальности на базе ПТУР. До недавних пор главной ударной силой ВМС Ирана на Каспии считались три ракетных катера типа Sina (иранская версия французских РКА типа Combattante II), каждый из которых вооружён четырьмя противокорабельными ракетами С-802 китайского производства с дальностью стрельбы до 120 км. Но вот в прошлом году на верфи в Бен-дер-Энзели был спущен на воду корвет («эсминец» — по иранской классификации) Damavand типа Jamaran. Его водоизмещение — около 1500 т, длина — 95 м. Он вооружён четырьмя противокорабельными ракетами Noor (иранская версия китайских ПКР С-802), ЗРК неизвестной модели, одной 76-мм, одной 40-мм и двумя 20-мм автоматическими артиллерийскими установками, четырьмя ПЗРК, двумя трехтрубными 324-мм противолодочными торпедными аппаратами и вертолётом. Два дизельных двигателя мощностью по 10000 л.с. позволяют развивать максимальный 30-узловый ход. Экипаж состоит из 140 человек.
Появление на Каспии иранского «эсминца» свидетельствует о стремлении Тегерана играть не последнюю роль на этом театре. Как заявил на открытии первой национальной конференции по морским технологиям главнокомандующий ВМС Исламской Республики адмирал Хабиболла Сайяри, Иран собирается расширять своё присутствие на Каспии. В свою очередь, командующий 4-й военно-морской зоной иранской армии адмирал Хордада Хакими сказал, что «Исламская Республика Иран планирует построить новые фрегаты для Каспийского моря».
И не только фрегаты. По данным авторитетной исследовательской группы IHS Jane’s, в Бендер-Энзели ведётся строительство подводной лодки — второй типа Fateh («Завоеватель»). В отличие от своего прототипа, который собирался в Бостану на берегу Персидского залива, каспийская субмарина имеет большую длину (48 м против 40 м у головной). Основные характеристики подлодки не раскрываются, но иранские СМИ сообщают, что на «Завоевателе-2» используются новейшие технологии снижения гидроакустической заметности и управления стрельбой.
После приобретения у России в 2011 г. двух ракетных катеров проекта 12418 «Молния», каждый из которых вооружён 16 КРК «Уран-Э», для ВМС и двух патрульных катеров проекта 12200 «Соболь» для Береговой охраны Туркменистан сразу передвинулся в табеле о рангах «каспийской пятёрки» с последнего на третье место. В известной степени по ударной мощи он даже оспаривает второе место у Ирана.
В октябре 2010 г. Туркменистан подписал с турецкой верфью Dearsan Shipyard контракт стоимостью 55 млн. евро на постройку для БОХР двух сторожевиков проекта NTPB водоизмещением 400 т каждый. За прототип взяты турецкие малые патрульно-противолодочные корабли типа Tuzla. Собирались корпуса туркменских пограничных кораблей на судостроительно-судоремонтном заводе в Туркменбаши (бывшем Красноводске) из деталей, поставленных из Турции. Головной сторожевик, получивший название Arkadag («Покровитель» — один из официальных титулов президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова) был спущен на воду в начале 2012 года. Сегодня БОХР Туркменистана располагает четырьмя такими кораблями. Их длина — 55,75 м. Они вооружены спаренной 40-мм башенной автоматической артиллерийской установкой Oto Melara Twin Compact и двумя 25-мм дистанционно управляемыми автоматами Aselsan STOP. ПСКР типа Arkadag оснащены обзорной РЛС Thales Variant 2D. У той же турецкой фирмы заказаны десять малых 15-метровых патрульных катеров типа АМВ («Барс-12»), большая часть из которых уже поставлена.
В прошлом году компания Dearsan Shipyard подписала контракт на поставку Туркменистану комплектующих ещё для восьми катеров типа NTPB, но не для нужд Береговой охраны, а для ВМС. В варианте для флота эти корабли будут нести значительно более мощное вооружение. Помимо 40-мм спарки ОТО Melara и двух 25-мм автоматов они получат две спаренные пусковые установки противокорабельных ракет пока не названной модели, две дистанционно управляемых установки с ПЗРК, два 12,7-мм пулемёта и одну шестиствольную реактивную бомбомётную установку. После реализации этой программы ВМС Туркменистана станут одними из сильнейших на Каспии.
ВМС и Береговая охрана Казахстана сейчас имеют довольно многочисленный состав, но вот говорить о каком-либо качественном их усилении не приходится. В известной степени это объясняется тем, что в случае возникновения какой-нибудь угрозы на море Астана всегда может положиться на помощь одного из ближайших своих союзников — России.
За последние два года ВМС Казахстана пополнились двумя ракетно-артиллерийскими кораблями проекта 250 «Барс-МО», построенными Уральским заводом «Зенит» (третий спущен на воду в этом месяце). Они созданы на базе пограничных сторожевых кораблей проекта 300 «Барс», которые, в свою очередь, являются казахстанским вариантом проекта 22180 разработки петербургского Северного ПКБ. Их водоизмещение -около 250 т, длина — 41,75 м, ширина — 7,8 м, осадка — 2,5 м, максимальная скорость — 30 узлов, а дальность плавания экономическим ходом -1200 миль. Головной корабль — «Казахстан» — вооружён двумя спаренными 23-мм артиллерийскими установками, предназначенными для самообороны, и 12-ствольной РСЗО «Град». Вооружение второго «Барса-МО», получившего название «Орал», отличается от головного. Он несёт ракетный комплекс «Барьер-ВК» с противотанковыми управляемыми ракетами ЖК-2В с лазерным наведением, турельную зенитную пусковую установку «Арбалет-К» с ПЗРК «Игла». Обе эти системы поставлены киевским конструкторским бюро «Луч». Перед надстройкой расположена 30-мм шестиствольная артиллерийская установка АК-306.
Как видно из приведённых характеристик, к «ракетным» эти корабли можно отнести лишь с натяжкой. «Казахстан» — это малый корабль огневой поддержки десанта, а «Орал» — типичный квазиракетный катер, поскольку ПТУР способны поражать небольшие суда лишь на малых дистанциях. Но, несомненно, строительство первых казахстанских боевых кораблей на национальной верфи — значительный шаг в освоении военно-морских технологий.
Полезным приобретением ВМС Казахстана, безусловно, станет рейдовый тральщик (РТЩ) проекта 10750Э разработки ЦМКБ «Алмаз», который сейчас строится на Средне-Нев-ском судостроительном заводе. При водоизмещении порядка 140 т, длине 31,45 м, ширине 6,5 м и скорости хода 11 узлов, которую обеспечивают два дизеля MAN мощностью по 279 кВт, этот небольшой корабль с экипажем из 14 человек несёт разнообразное противоминное вооружение. Это — новейшая гидроакустическая станция миноискания Sea Bat с дальностью действия до 500 м, автономный подводный аппарат Alister 9 для первичного поиска миноподобных объектов, телеуправляемые необитаемые подводные аппараты K-Ster Inspector для классификации обнаруженных объектов и K-Ster Mine Killer для уничтожения мин. РТЩ может применять и традиционные противоминные средства -контактные и неконтактные тралы. Все это сложное снаряжение управляется автоматизированной системой противоминных действий «Диез-10750Э».
Корабль также несёт 30-мм артиллерийскую установку АК-306,12,7-мм пулемёт «Корд» и ПЗРК «Игла». В случае необходимости он может использоваться в качестве противодиверсионного катера. Тральщик проекта 10750Э самым лучшим образом подходит для действий в мелководных акваториях северного и северо-восточного Каспия. Он полностью отвечает требованиям, предъявляемым к кораблям данного класса. Не вредно было бы подумать о приобретении таких РТЩ для ВМФ РФ. И не только для Каспия.
К сожалению, ничего нового о ВМС Азербайджана на Каспии сказать нельзя. Несмотря на неоднократные заявления Баку о планах создания совместно с турецкими фирмами предприятий по строительству судов для гражданского флота, а также кораблей и катеров для нужд ВМС, в практическую плоскость эти намерения пока не перешли. Имеющиеся корабли ветшают, а новые не появляются.
Кратко подведём итог. Три государства «каспийской пятерки» — Россия, Иран и Туркменистан -активно занимаются военно-морским строительством. Казахстан хотя и вяло, но формирует ВМС и береговую охрану преимущественно на базе отечественной промышленности. В Азербайджане налицо стагнация военно-морских сил, хотя финансовые ресурсы этой страны позволяют создать достаточно эффективные ВМС, способные делать погоду в южных акваториях Каспия.
Обратим вниманию на такую тенденцию, как строительство в Иране крупных ударных надводных кораблей и подводных лодок. Кроме сборки в Бендер-Энзели субмарины типа Fateh ранее сообщалось, что из Персидского моря на Каспий автотранспортом были переброшены несколько сверхмалых подлодок типа Ghadir водоизмещением 123 т.
Доводилось не раз слышать утверждения военно-морских специалистов, будто Каспийское море слишком мелкое для эксплуатации подводных лодок. Действительно, средние глубины северной части этого самого большого в мире озера едва превышают 4 метра. Однако средняя глубина Каспия составляет 208 м, а максимальная — в Южно-Каспийской впадине — 1025 метров. Для сравнения: средние глубины Балтики — всего 51 м при максимальной глубине в Ландсортской котловине 470 метров. Однако никто никогда не оспаривал возможность использования в мелководной Балтике подводных лодок.
Появление подводных лодок существенно меняет ситуацию в Каспийском бассейне, поскольку ВМС государств региона не располагают необходимыми противолодочными силами и средствами. Сегодня существует настоятельная необходимость иметь корабли ПЛО на этом театре. Для стандартизации и сокращения затрат за прототип можно взять «Буян-М». Тем паче, что Зеленодольское ПКБ уже демонстрировало на Международном военно-морском салоне прошлого года в Санкт-Петербурге проект «Сарсар» на базе МРК проекта 21631. Этот корабль водоизмещением около 900 т оснащается подкильной ГАС, несёт противолодочный комплекс «Пакет-НК» или два 533-мм двухтрубных торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами, а также артиллерийское и зенитное вооружение.
Командующий КФл вице-адмирал Сергей Алекминский не исключает, что в обозримом будущем у флотилии появятся сверхмалые и малые подводные лодки. Выбор здесь у России богатый. Конструкторы СПМБМ «Малахит» разработали целую линейку проектов МПЛ водоизмещением от 130 до 1000 т. Например, МПЛ «Пиранья-Т» водоизмещением 370 т, глубиной погружения до 200 м и скоростью подводного хода 12 узлов имеет дальность плавания 2000 миль. Субмарина оснащена двумя 533-мм и четырьмя 400-мм торпедными аппаратами. Может также нести четыре мины. Её экипаж состоит из четырёх человек. Дополнительно лодка транспортирует шесть бойцов спецназа. А вот МПЛ проекта П-750 водоизмещением 960 т и максимальной 17-уз-ловой скоростью вооружается 4-8 крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ» для поражения морских и береговых целей, четырьмя 533-мм и восемью 400-мм торпедами, 12-24 минами и ПЗРК «Игла». Ее дальность плавания — 3000 миль, а глубина погружения — до 300 метров. Такие подлодки будут способны контролировать не только поверхность Каспийского моря и его глубины, но и окружающие берега.