15 сентября 1915 года британцы впервые применили танки на поле боя. Их союзники-французы, до этого не верившие в возможности танков, были настолько впечатлены, что решили заиметь собственные боевые бронированные гусеничные машины.
К этому времени уже были готовы к производству танки Renault FT-17, но это были лёгкие машины. Командование же считало, что их нужно дополнить не просто тяжёлыми, а сверхтяжёлыми машинами – предстоял прорыв укреплений германской линии Гинденбурга. Их бронирование должно было выдерживать попадание снаряда 77-миллиметровой немецкой полевой пушки.
Поэтому в 1916 году расположенная в Тулоне французская судостроительная компания FMC получила заказ на разработку тяжёлого танка. Судостроители решили строить машину с гусеницами, охватывающими корпус как у английских танков, но вооружение разместить во вращающейся башне как на кораблях. Такая компоновка была по тем временам новаторской – у более ранних машин пушки размещались либо непосредственно в корпусе, либо в бортовых спонсонах с малыми секторами обстрела. А у разрабатываемого танка высокое расположение башен до минимума уменьшало мертвую зону обстрела, а вынесенные за ходовую часть бортовые пулеметы позволяли вести продольный обстрел траншей.
Эскизный проект был готов к 30 декабря 1916 года, а в декабре 1917 года был изготовлен первый прототип. От проекта он отличался тем, что вместо первоначально планировавшейся 105-миллиметровой пушки была установлена 75-миллиметровая. Зато было усилено бронирование, в результате первоначально рассчитанный вес вырос почти двукратно. Контракт с верфью FMC был подписан 21 февраля 1918 года. В соответствии с его условиями, до конца 1919 года следовало изготовить 300 танков, получивших название 2C.
Однако прорыв линии Гинденбурга не понадобился – немецкие социал-демократы воткнули нож в спину германской армии, и, несмотря на то, что немцы стояли в ста километрах от Парижа, война закончилась поражением Центральных держав.
В связи с окончанием военных действий производство было резко сокращено. Поэтому в войска 2С стали поступать только с 1921 года. К этому времени многие высокопоставленные военные начали ставить под сомнение их боевую ценность. Доходило до предложений разобрать уже построенные машины. В результате до 1923 года изготовили всего 10 танков типа 2С.
2C имел 10 метров 27 сантиметров в длину, 3 метра в ширину и 4,4 метра в высоту. По своим размерам он до сих пор является самым большим в мире серийным танком.
Тем не менее, танк был принят на вооружение и до 1940 года оставался гордостью французских вооружённых сил. Все 10 штук были определены в размещённый в Шалоне 3-й батальон 511-го танкового полка и получили помимо номеров собственные имена, совпадавшие с названиями исторических французских провинций. Так, 2C под номером 90 получил название Poitou – Пуату, №91 – Provence – Прованс, №92 – Picardie – Пикардия, №93 – Alsace – Эльзас, №94 – Bretagne – Бретань, №9 5– Touraine – Турин, №96 – Anjou – Анжу, №97 – Normandie – Нормандия, №98 – Berry – Бери, а №99 – Champagne – Шампань. В феврале 1929 года 511-й полк расформировали, и танки 2С вошли в состав 51-го батальона тяжелых танков, расположенного в Бурже.
Экипаж 2C состоял из 13 человек.
Масса танка составляла 69 тонн. Зато его броня – 45 мм спереди и 22 мм по бортам – могла защитить танк от любой противотанковой пушки 20-х – 30-х годов.
Вооружение состояло из 75-мм орудия и пяти пулемётов, которые размещались в двух башнях – в орудийной спереди и в пулемётной сзади. Ещё один пулемёт был установлен в лобовом листе корпуса, а ещё два – в бортовых спонсонах.
Бронирование танков 2C было непробиваемо для немецких противотанковых пушек.
Обе башни оборудовались стробоскопами, существенно облегчавшими наблюдение за полем боя. Правда, ни из одной башни нельзя было вести огонь на 360°: мешала высокая крыша моторного отделения. Боекомплект состоял из 125 артиллерийских выстрелов и 10 тысяч патронов.
Танк был оснащён двумя 250-сильными трофейными двигателями марки Майбах, ранее использовавшихся на немецких цепеллинах, а трансмиссия была электрической. Танк мог двигаться с 13-километровой скоростью.
Семь топливных баков, содержащих 1260 литров топлива, обеспечивали запас хода в 150 километров.
В виду огромного веса, танк не мог перевозиться на стандартных железнодорожных платформах. Поэтому для его перевозки были сконструированы и изготовлены специальные.
В 1926 году была принята программа по усилению бронирования и вооружения. На танке № 99 Шампань установили новую башню с 155-мм короткоствольным орудием, усилили броню до 50 мм, двигатели Майбах заменили на французские моторы «Соте-Арле» и изменили систему управления танком. Масса машины достигла 74 тонн, и она получила обозначение 2Cbis. однако после проведённых испытаний от переделки всех танков по такой схеме отказались, а в 1932 году и на Шампань вернули прежние моторы и вооружение.
В конце августа 1939 года 3-й батальон 511-го танкового полка опять переформировали в 51-й батальон тяжелых танков под командованием майора Фурне. В батальоне имелось 17 офицеров и 278 унтер-офицеров и рядовых. Он включал в себя штаб, взвод управления, взвод обеспечения и две роты (каждая по три взвода, во взводе один танк): 1-я рота – танки № 90, 92 и 99, 2-я рота – танки № 91, 95, 98. Через несколько недель в состав батальона вошли еще две машины: № 97 как танк командования и № 93 как машина резерва. Таким образом, количество 2С, находившихся в эксплуатации, достигло восьми. Две единицы – № 94 и № 96 – числились в ремонте.
В марте 1936 г. 51-й батальон тяжелых танков снова стал 3-м батальоном 511-го танкового полка, вместе с которым его перевели в Верден. Примерно в это же время количество активно эксплуатировавшихся машин сократили до трех. Остальные находились на консервации в танковом парке в Вердене на случай мобилизации.
4 ноября 1939 года 51-й батальон покинул район Вердена и передислоцировался в Брийе, где приступил к активной боевой подготовке. Все время проходило в тренировках по вождению, стрельбе из пушек и пулеметов и демонстрации боевых качеств машин солдатам соседних частей. В конце 1939 – начале 1940 года часть танков батальона получила дополнительную броневую защиту. Например, на 2С № 97 «Нормандия» (танк командира 51-го танкового батальона) толщину лобовой брони довели до 90 мм, бортов – до 50 – 65 мм. В результате масса машины составила 75 тонн.
В начале мая 1940 года район 12 июня пришел приказ о переброске батальона в Ландр. Погрузка на платформы должна была закончиться ночью, но из-за отсутствия локомотивов завершилась только днем
13 июня. Удалось погрузить шесть танков: № 90, 91, 93, 97, 98 и 99. Две машины – № 92 и № 95 – вышли из строя из-за поломок, и их оставили в Брийе. В полдень двумя эшелонами танки 2С отправились в Гондрекур-ле-Шато.
14 июня оба поезда прибыли в Бадонвилль. Здесь они подверглись атаке немецких самолетов, но все обошлось без серьезных последствий.
Из-за быстрого продвижения немецких войск батальон получил задачу выдвигаться в направлении Мерикурта. Помимо воздушных атак, движение сильно замедлялось расчисткой и восстановлением железнодорожного полотна. 15 июня эшелоны прибыли в Нефшато. Накануне город бомбили, вокзал и станция были сильно повреждены. Проследовав дальше (примерно на 50 км к югу), поезда остановились у небольшой деревеньки Мез – железнодорожное полотно впереди оказалось разрушено, на нем горело несколько разбомбленных эшелонов. Поскольку выгрузить тяжелые машины без специального подъемного оборудования, имевшегося только на железнодорожных станциях, не представлялось возможным, командир батальона майор Фурне принял решение взорвать танки и отходить пешком. В 19.00 16 июня 1940 года экипажи перерезали трубы бензопроводов и подожгли свои танки. Отойдя примерно на полкилометра, они услышали, как в объятых пламенем танках стали рваться снаряды.
Однако французские танкисты не знали, что на одном из танков – на той самой Шампани, которую одно время была танком 2Cbis, пожар потух сам по себе. Вместе с другими 2С, сгоревшими и взорванными, № 99 был захвачен 10-м танковым полком Вермахта и отправлен в Германию. На полигоне Куммерсдорф (в районе Цоссена) его отремонтировали, а осенью 1940 года испытали. На испытаниях присутствовал Фердинанд Порше. Особенно его заинтересовала электротрансмиссия, которую он внимательно изучил и впоследствии использовал при создании своего варианта Тигра, который впоследствии пришлось переделать в самоходную установку Фердинанд.