В этом году Российская армия отметила 30-летие боевой службы подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) «Тополь». Путь к рождению этой уникальной системы оказался очень непрост. Мне, как работнику Московского института теплотехники, это известно в мельчайших подробностях, которыми и хотелось бы поделиться с читателями «НВО».
В 1975 году были начаты работы по комплексу «Темп-2СМ» – создание РГЧ. Был выпущен эскизный проект и проведена необходимая наземная отработка, после чего работы были прекращены. В том же году были проведены работы и в декабре был выпущен аванпроект по этому комплексу.
Как определяли состав подразделений
Сотрудники головного отдела Московского института теплотехники, учитывая, что увеличение стартового веса ракеты «Темп-2СМ2» неизбежно приводило к созданию новой пусковой установки (7- или 8-осной,что было также вопросом, подлежащим определению в ходе разработки аванпроекта), провели анализ возможности поддержания требуемой живучести дивизиона, состоящего к этому времени уже из 11 машин. Как это ни странно сейчас звучит, основным был вопрос о возможности создания взамен узкоспециализированных машин дизель-электростанций, машин столовых и общежитий и машин охраны одного типа универсальной машины обеспечения боевого дежурства, придаваемой каждой из боевых машин комплекса. Убедившись в возможности создания такой машины, обеспечивающей требуемую автономность и по электроснабжению, и по жизнедеятельности личного состава, руководство института утвердило вариант построения комплекса с пространственным разнесением дивизиона трех батарей и ПКП дивизиона.
Следующим жестким ограничением, принятым нами при проектировании, было то, что в составе двухмашинной стартовой батареи (ПУ и МОБД) пусковая установка будет полностью автономна по боевому применению. На ПУ было предложено размещение автономного дизель-агрегата, топливная система которого объединялась с ходовым двигателем шасси с гарантированным суточным запасом топлива для работы дизель-агрегата после совершения марша. Естественным следующим шагом стало обеспечение возможности пуска ракет с любой точки маршрута патрулирования с размещением на ПУ системы навигации и возложением на наземную систему управления задач по оперативному расчету полетных заданий.
Следующим и, как показала жизнь, основным стал вопрос построения управления автономными ПУ. Соблазнительным сначала казался путь создания для системы дистанционного управления радиоканалов разработки Николая Пилюгина (исходя не только из технических, но и «политических» отношений между главными конструкторами). Однако возобладал здравый смысл, и к дальнейшей разработке было предложено размещение на АПУ оконечного звена системы боевого управления ракетными войсками и ракетным оружием разработки НПО «Импульс» (так именовалось предприятие после его перевода в Министерство общего машиностроения) Тараса Соколова.
Необходимо отметить, что наземная система управления не оставалась «глухой». В одной из кабин АПУ предусматривалось размещение пульта СУ, обеспечивавшего задание эксплуатационных режимов и устройствам документирования. Размещение на АПУ средств УКВ связи, приемников радиоканалов боевого управления и собственно аппаратуры боевого управления предусматривалось в едином посту боевого управления и связи, разработку конструкторской документации на который и изготовление опытных образцов взяло на себя НПО «Импульс».