Минобороны устроило очередное учение: с 25 августа по 25 сентября мобильные ракетные полки, оснащённые ракетами «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс», будут нести боевое дежурство на полевых позициях, выполняя разнообразные задачи вплоть до «проведения условного пуска ракет»:
«На учениях стратегические ракетчики отработают вопросы вывода ракетных комплексов на полевые позиции, совершения марша, рассредоточения агрегатов со сменой полевых позиций, инженерного оборудования позиций, организации маскировки и боевого охранения. Противодиверсионные формирования выполнят задачи по обнаружению, блокировке и уничтожению условных диверсантов, в том числе с использованием новых боевых противодиверсионных машин “Тайфун-М”, оснащенных беспилотными летательными аппаратами».
Многие аналитики считают, что этот полевой выезд связан с предстоящим визитом Путина в США как раз в это время — «чтобы и мысли не возникло» — но в феврале, к примеру, также устраивались маневры более трех десятков ракетных полков, да и вообще маневры, учения и проверки стали привычными.
Подвижные грунтовые ракетные комплексы РВСН «Ярс» и «Ярс-М» планируется перевести на ракеты РС-26 уже в 2021 году, когда ПГРК «Тополь» будут сняты с вооружения, а испытания тяжелой межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат» начнутся через полтора-два года. При этом, согласно утверждению начальника отдела 4-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны РФ полковника Олега Пышного современные российские ракетные комплексе позволяют эффективно противодействовать американской системе ПРО.
Но хотелось бы обратить внимание на уникальное российское ракетное вооружение, которое очень не нравится кое-кому на Западе. Обычно вспоминают про «Искандеры», к которым, по некоторым данным, адаптируется высокоточная дозвуковая крылатая ракета Р-500 — обновлённая версия ещё советской крылатой ракеты для подлодок 3М10 (дальность 2600 км), но есть разработки, аналогов которых на Западе нет.
Ранее на вооружении стояли боевые железнодорожные ракетные комплексы — БЖРК 15П961 «Молодец». Впервые на дежурство они встали в 1987 году, за четыре года было сформировано три дивизии, суммарно было построено двенадцать новых БЖРК. Однако в 1991-м году М. Горбачев стал играть с США в поддавки, и сначала были ограничены маршруты патрулирования, а в результате договора СНВ-II поезда снимались с дежурства, а ракеты РТ-23УТТХ подлежали утилизации — США даже помогли построить специальную технологическую линию на Брянском ремонтном заводе. Затем завод «Южмаш», на котором собирались комплексы и ракеты, оказался на территории Украины.
Уникальность комплекса в том, что он мог передвигаться по обычным железным дорогам и терялся среди обычных вагонов. Ракета РТ-23УТТХ могла доставить на 10 тысяч километров десять боеголовок по 430 килотонн — очень внушительный сюрприз.
Американцы пытались создать нечто подобное: проекты «Peacekeeper Rail Garrison» и «Midgetman» — но не смогли преодолеть технические трудности, связанные как с надёжностью запуска, так и с перемещением комплексов (железные дороги-то частные). Поэтому, добившись сворачивания советского проекта, они облегчённо вздохнули и 1992 году закрыли обе программы.
Однако Министерство обороны решило возобновить проект на новом уровне: «Неправильно было бы заявлять, что БЖРК вновь стали актуальны. Актуальность никуда не девалась. Но теперь у руководства страны достаточно политической воли, чтобы вернуть на железные дороги уникальное оружие, которое пытались, но так и не смогли создать в США». Документацию для нового железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» спроектируют в 2016 году, поступить на вооружение новый комплекс должен в 2019 году, после чего оставаться на вооружении до 2040 года и, возможно, даже далее.
Новая разработка будет гораздо более скрытной. «Молодец» имел в составе три тепловоза, вагоны имели двойное количество катков, поэтому мог определяться визуально. Вес вагона с ракетой достигал 150 тонн, что требовало укрепления железнодорожных путей. Кроме того, использовались инерциальные навигационные системы, то есть, были нужны заранее заданные координаты пуска, поэтому маршруты не были произвольными: на пути следования состава находились специальные точки для запуска ракет, координаты которых теоретически могли попасть в руки противника.
В современном БЖРК «Баргузин» сохранится система старта ракеты Уткиных: отвод контактной сети над поездом, минометный старт ракеты с последующим отводом её в сторону с помощью порохового ускорителя перед запуском маршевого двигателя. Такая система позволяет отвести струю маршевого двигателя ракеты от комплекса, сохраняя сам поезд и железнодорожное оборудование — именно это не смогли повторить американцы.
Практически всё остальное будет новое: современный двухсекционный тепловоз 2ТЭ25А «Витязь» обладает мощностью большей, чем три тепловоза ДМ62, которые использовались для «Молодца». Ракеты РС-24 «Ярс» несут всего 4 боеголовки (зато количество ракет в составе одного поезда вырастет с трех до шести), однако отличаются большой точностью попадания, а, главное — вдвое меньшим весом, поэтому вес спецвагонов соответствует обычному груженому товарному вагону. Современные навигационные системы, разумеется, уже не требуют задания координат пуска заранее. Создание таких железнодорожных ракетных комплексов не противоречит договору СНВ-3. За сутки поезд может преодолевать до 1000 км, автономность действий составляет месяц — так что «играть в прятки» можно очень эффективно.
Другим интересным типом вооружения является контейнерный комплекс ракетного оружия «Клаб-К» (также «Бирюза» и «Альфа») в экспортном варианте, отечественное название — «Калибр». Комплекс предназначен для поражения надводных и наземных целей крылатыми ракетами 3М-54ТЭ, 3М-54ТЭ1 и 3М-14ТЭ.
Уникальность комплекса — его форма: он размещается в стандартном 40-футовом морском контейнере. Им могут оснащаться корабли и суда различных классов, железнодорожные и автомобильные платформы и даже береговые позиции. В каждом стартовом модуле размещается подъемная пусковая установка на 4 ракеты.
В данном случае мобильность и скрытность комплекса ещё выше, чем для БЖРК: железнодорожные пути не требуются, а внешне контейнер не отличается от миллионов других вообще никак. Конечно, ракеты там не особо мощные — дозвуковые, дальность 200-300 км, но в любой стране порты и железнодорожные станции буквально забиты такими контейнерами. Кроме того, они широко используются в качестве временных складов, бытовок рабочих и т.д. Перевозятся они не только судами, но и железнодорожным транспортом и даже автомобильными тягачами. Такой забавный сюрприз получится.
К чему всё это? Много раз приходилось читать сравнения армий США и России с настроениями «а у них больше!». Но Россия не ведёт захватнических войн, и ракетные войска нам нужны для сдерживания противника — в том числе и нанесением ему непоправимого ущерба в случае враждебных действий. И для этого описанная техника очень даже эффективна как дополнение к межконтинентальным баллистическим ракетам.