23 декабря Пентагон подвел итоги очередного тендера, целью которого является разработка, строительство и поставка новой бронетехники для сухопутных войск. В течение нескольких следующих лет предполагается заменить устаревшие бронетранспортеры M113 и машины на его базе в ряде подразделений. Строительством новой техники займется компания BAE Systems, проект которой был выбран победителем конкурса.

Программа AMPV (Armored Multi-Purpose Vehicle – «Бронированное многоцелевое транспортное средство») стартовала весной 2013 года. Ее целью является замена БТР M113 и техники на его базе в бронетанковых бригадах сухопутных войск. Замене подлежат 2897 устаревших машин нескольких типов. Общая стоимость планируемых к заказу бронемашин должна достичь 13 миллиардов долларов. За эти деньги планируется приобрести около 2900 машин в конфигурации бронетранспортера, самоходного миномета, санитарной машины и т.д. Заявки на участие в тендере подавали компании BAE Systems, General Dynamics и Navistar Defence.

БТР M113
БТР M113

BAE Systems предложила модификацию существующей боевой машины пехоты M2 Bradley, General Dynamics выставила на конкурс гусеничный вариант бронетранспортера Stryker, a Navistar Defence представила проект модернизации колесного броневика MaxxPro. По ряду причин последний проект достаточно быстро выбыл из конкурса, из-за чего борьбу продолжили только два участника.

За время проведения конкурса заказчик несколько раз корректировал требования к перспективной бронетехнике. Итогом этих изменений в мае 2014 года стал отказ General Dynamics от дальнейшего участия в работах. Причиной выхода из конкурса были названы обновленные требования к машине AMPV, которые, как утверждалось, были составлены таким образом, чтобы победителем конкурса должна была стать машина компании BAE Systems. Такое сокращение количества конкурсантов никак не сказалось на дальнейшем ходе программы. 23 декабря Пентагон объявил вполне ожидаемый результат тендера: проектированием и производством бронемашин семейства AMPV займется компания BAE Systems.

По результатам тендера компания BAE Systems получила первый контракт, в соответствии с которым в течение следующих 52 месяцев должна построить и испытать 29 предсерийных машин AMPV во всех пяти требуемых модификациях. Кроме контракта, существует опцион на строительство первой серийной партии из 289 бронемашин. За выполнение подписанного контракта BAE Systems получит 382 млн долларов. Опцион на первую партию серийных машин принесет ей еще около 800 миллионов.

Пока специалисты компании-исполнителя готовятся к началу серийного производства бронетехники, Пентагон строит планы относительно темпов и стоимости производства. После завершения строительства первой партии из 289 машин предполагается развернуть полномасштабное серийное производство с темпом до 300 машин в год. Таким образом, весь парк списываемых бронетранспортеров M113 и машин на их базе будет заменен в течение десяти лет. Общая стоимость такой замены оценивается примерно в 13 миллиардов долларов.

Для участия в программе AMPV компания BAE Systems разработала проект под названием RHB (Reconfigurable Height Bradley – «Bradley с изменяемой высотой»). В качестве основы для новой бронетехники было предложено использовать имеющиеся в войсках и на хранении боевые машины пехоты «Брэдли». До середины девяностых годов вооруженные силы США получили более 6700 БМП M2 и M3 Bradley. Около 2 тыс таких машин в настоящее время находятся на хранении и не используются. Проект RHB подразумевает снятие техники с хранения и ее доработку для дальнейшего возвращения в войска в новом качестве.

M2 Bradley

Переделка базовых БМП в технику новых типов подразумевает внесение ряда изменений в конструкцию и состав оборудования машин. Так, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть базовых «Брэдли», относящихся к ранним модификациям, должна обновляться в соответствии с проектом модернизации M2A3. При этом машины предполагается оснащать дизельным двигателем Cummins VTA-903T мощностью 600 л.с., трансмиссией L-3 Combat Propulsion Systems HMPT-500 и обновленной подвеской. Доработкам также подвергается топливная система машины: внутренние баки выносятся за пределы бронированного корпуса и располагаются в корме машины.

Для повышения уровня защиты экипажа и агрегатов от стрелкового оружия и артиллерии противника поверх базовой алюминиевой брони предлагается монтировать дополнительные стальные модули. Похожим образом обеспечивается дополнительная защита днища от взрывных устройств. Возможна установка дополнительных средств динамической защиты. Любопытным нововведением проекта RHB является т.н. Floating Floor («Плавающий пол») – специальная конструкция днища корпуса и пола обитаемого объема, способная поглощать часть энергии взрыва под гусеницей или днищем машины.

Одним из главных изменений, отраженных в названии проекта, является демонтаж башни и применение новой крыши боевого и десантного отделения. Такая крыша позволяет увеличивать доступный объем внутри корпуса, внутри которого можно размещать необходимое оборудование. Кроме того, ее предлагается выполнять в виде съемного модуля, что позволяет сравнительно просто готовить к эксплуатации обновляемые машины, а также достаточно быстро менять конфигурацию и, как следствие, предназначение конкретной AMPV.

В ходе дальнейшей реализации программы AMPV Пентагон желает получить бронемашины пяти типов:

GPV (General Purpose Vehicle – «Машина общего назначения») – базовый бронетранспортер с экипажем из двух и десантом из шести человек. Должен нести собственное вооружение и оснащаться крышей стандартной высоты. На ранних этапах программы утверждалось, что войскам нужно 520 таких машин;

MEV (Medical Evacuation Vehicle) – медицинско-эвакуационная машина с экипажем из трех человек. Внутри обитаемого объема, увеличенного при помощи модульной крыши, предполагается размещать до 6 лежачих или до 4 сидячих раненых. Машина должна нести набор медицинского оборудования. Планируется закупить 790 единиц такой техники;

MTV (Medical Treatment Vehicle) – медицинско-санитарная машина с экипажем из четырех человек и местом для одного лежачего раненого. В обитаемом отделении с модульной крышей должен размещаться набор оборудования, необходимый для оказания первой помощи. Войскам требуется 216 машин этого типа;

MCV (Mortar Carrier Vehicle) – самоходный миномет без специального модуля крыши. В боевом отделении должен находиться 120-мм миномет и боекомплект из 69 мин. Экипаж машины состоит из водителя, командира и двух минометчиков. Будет заказано 386 таких машин;

MCmd (Mission Command) – командно-штабная машина. В обитаемом отделении увеличенной высоты должно находиться оборудование связи и управления, а также два оператора. Предполагается заказать около 1000 машин этого типа.

В ближайшее время компания BAE Systems получит первые БМП M2 Bradley, которые вскоре будут переоборудованы в соответствии с проектом AMPV/RHB. Работы планируется проводить на заводе компании в г. Йорк (штат Пенсильвания). Часть работ будет выполняться военными специалистами из арсенала Ред-Ривер (шт. Техас).

На выполнение первого этапа работ по программе выделено 52 месяца. Таким образом, испытания предсерийных машин должны завершиться к 2019 году. До конца десятилетия планируется развернуть полномасштабное серийное производство новой бронетехники. В результате в течение следующих 5-10 лет бронетанковые бригады сухопутных войск США получат около 3 тыс новых бронемашин, а также вернут в строй большое количество боевых машин пехоты, находящихся на хранении и простаивающих без дела.

В конце прошлого года стало известно, что после проведения конкурса AMPV военное ведомство Соединенных Штатов может начать аналогичный тендер, целью которого станет замена еще почти 2000 машин M113 и техники на их базе. Эта техника используется в частях выше бригадного уровня, и уже не в полной мере удовлетворяет военных. Для замены имеющихся M113 и иных машин может быть начата новая программа, похожая на AMPV.

Сходство предпосылок этих двух программ и типов техники, подлежащих замене, может привести к интересным последствиям. Вполне возможно, что в конкурсе на создание бронетехники для замены «бригадных» M113 вновь примут участие General Dynamics и BAE Systems. Кроме того, нельзя исключать, что повторится ситуация со специфическими требованиями к перспективной машине, из-за чего General Dynamics будет вынуждена отказаться от участия в тендере или вовсе не станет подавать заявку.

Подробности предполагаемой замены бронетехники в частях бригадного уровня пока неизвестны. Программа AMPV, в свою очередь, перешла на новую стадию. Специалисты компании BAE Systems в ближайшие годы должны завершить конструкторские работы и подготовить 29 машин-прототипов различного назначения. Успешное выполнение этого заказа позволит компании продолжить работу в рамках программы AMPV и заработать около 13 млрд долларов, а также на несколько лет вперед обеспечить заказами один из своих заводов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.