Модернизационные работы спасательных глубоководных аппаратов (СГА) проекта 1855 выполняются с целью улучшения эксплуатационных качеств, расширения круга решаемых задач СГА на базе применения нового комплектующего оборудования взамен устаревшего и снятого с производства.
В ходе работ выполняются заводской ремонт и модернизация СГА с продлением срока эксплуатации на 15 лет, а также модернизация комплектующего оборудования СГА. Разработка нового оборудования велась в рамках ОКР по заказу Минобороны России. Модернизация проводится в соответствие с типовой ведомостью ремонтных работ № 253/12/7038 от 28 ноября 2008 г.
По данным сайта государственных закупок в ходе модернизации СГА до проекта 1855.1 проводится установка:
1) Гидроакустической станции «Структура-СВП» взамен гидроакустической станции связи МГА-25 и гидроакустической станции МГА-22 пеленгования аварийных сигнализаторов МГС-29, МГС-30 и маяков-ответчиков навигационной гидроакустической системы (НГАС) СНП-20.
2) Гидролокационной станции ГЛС «Super Seaking DFS» с новой системой обработки информации от ГЛС взамен гидролокационной станции МГА-19. Новая ГАС, работающая в секторе обзора от 0 до 360 град., обеспечивает дальность обнаружения до 300м.
3) Навигационного комплекса «Зенит-У» взамен навигационного комплекса МСТА-М-АС, лага ЛА-3, эхолота ПЭЛ-4, навигационной гидроакустической системы СНП-10. В состав нового комплекса входят
— гирокурсоуказатель ГКУ5 («Гюйс»),
— доплеровский гидроакустический лаг «Зенит-ГАЛ»,
— измеритель глубины под килем «Зенит-ЭХО»,
— изделие ПТС_ОП,
— цифровой вычислительный комплекс «Зенит-ЦВК»,
— комплекс аппаратуры подготовки данных и обработки результатов «Зенит-КПД», устанавливаемый на судне-носителе
— резервный курсоуказатель «Зенит-СК»,
— навигационная аппаратура потребителей глобальных навигационных спутниковых систем (автономного приемоиндикатора) ГЛОНАСС и GPS «БРИЗ-КМ»,
— измеритель глубины погружения “Зенит-ИГП”.
4) Системы управления движением и техническими средствами (СУД и ТС) «Флюорит-550» взамен СУД и ТС «Рутил».
5) Телевизионный комплекс для наблюдения за подводной обстановкой в носовой и кормовой сферах СГА, а также в районе камеры присоса с соответствующим забортным освещением. Телевизионный комплекс должен быть выполнен на базе телевизионной аппаратуры документирования ТАД-1.
6) Система обработки телевизионной информации СОТИ-С, получаемой от телевизионного комплекса, выполненного на базе аппаратуры ТАД-1М, и ее выдачи в НК «Зенит-У» и СУД и ТС «Флюорит-550», с целью удержания СГА относительно подводного объекта.
7) Новой системы жизнеобеспечения, включающая в свой состав три регенерационные установки с вентиляторами, работающими под давлением 0,6 мПа, прибор контроля газовой среды «Конвой-3» и блок подачи кислорода и обеспечивающую:
— спасение подводников из отсеков ПЛ с избыточным давлением до 6 кг/см² с содержанием в атмосфере вредных примесей выше ПДК и передачей спасаемых в декомпрессионные камеры судна-носителя;
— спасение подводников из отсеков ПЛ с избыточным давлением до 4 кг/см² с проведением декомпрессии спасаемых в спасательном отсеке СГА средствами судна-носителя методом поточной вентиляции.
8) Упрощенного манипуляторного устройства (УПМУ-1Л) взамен манипуляторного устройства МГП-30/100.
9) Приборов световых подводных «Лазурит» с блоком питания – БП «Лазурит-8».
10) Свинцово-кислотных аккумуляторов СП-200М-2 взамен свинцово-кислотных аккумуляторов СП-200М.
11) Выносной аварийный радиолокационный маяк-ответчик «Сигма-С» в съемном варианте.
12) УКВ-радиостанция «ОХТА».
В процессе модернизации из вооружения СГА исключается перископ РП-41.
К настоящему времени прошли модернизацию три из четырех построенных СГА проекта 1855. Работы на первом из них (АС-28, «утонувшем» в 2005 г. на Камчатке) выполнялись на нижегородском заводе «Красное Сормово» в 2006-2008 гг. В настоящее время этот СГА базируется на спасательном судне «Григорий Козьмин» Тихоокеанского флота
В дальнейшем это направление деятельности было передано Канонерскому судостроительному заводу. Вторым был модернизирован балтийский АС-26, переданный флоту в 2011 г. Стоимость работ по контракту от 26.06.2008 г. была оценена в 284 млн.руб Судном-носителем для него является СС-750 — бывший килектор проекта 141.
Третьим в 2011-2014 гг. был отремонтирован и доработан АС-30, базирующийся в Приморье. Затраты на модернизацию по контракту от 28.09.2011 г. составили 339,7млн.руб. Еще 275,3 млн.руб. ушло на изготовление новых комплектующих изделий силами ЦКБ «Лазурит» по отдельному контракту от 30.05.2011 г. В числе прочего было изготовлено оборудование для доработки судна-носителя «Саяны». АС-30 успешно прошел испытания после модернизации в июне 2014 г. в Японском море. Не исключено, что в настоящее время СГА передан на Черноморский флот, куда в сентябре этого года совершило переход судно-носитель «Саяны». На время его предстоящего ремонта на 13 СРЗ СГА может быть передан на ветерана спасательного флота — судно «Коммуна».
Государственный контракт стоимостью 438,3 млн.руб. на модернизацию четвертого СГА АС-34 был заключен с Канонерским судоремонтным заводом 21 февраля 2015 г. Срок исполнения работ, включающих кроме собственно работ по модернизации, услуги по доставке СГА от места базирования на завод и обратно, а также все этапы испытаний, определен ноябрем 2016 г.
Второй контракт на изготовление, монтаж и испытания вновь устанавливаемого комплектующего оборудования на аппарате АС-34 был подписан с этим же предприятием 9 апреля 2015 г. Стоимость соглашения установлена в 357,2 млн.руб.
Обращает на себя внимание включение в перечень работ дополнительного этапа по разработке технического проекта модернизации СГА АС-36 проекта 18270 «Бестер». О планах его модернизации в 2016 г. сообщалось в недавнем интервью начальника Службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России капитана 1 ранга Дамира Шайхутдинова.
В дополнение к этому соглашению, 3 августа 2015 г. со второй попытки был заключен Еще один госконтракт стоимостью 120 млн.руб. с ЦКБ «Лазурит» — разработчиком отечественных СГА. Его предмет обозначен как «работы по дооборудованию комплектующими изделиями судна-носителя глубоководных подводных аппаратов (спасательное судно «Георгий Титов») для обеспечения испытаний и эксплуатации глубоководных подводных аппаратов проекта 1855.1».
«Георгий Титов» поступил на доработки практически сразу после завершения бокового ремонта, завершенного в мае этого года на 35 СРЗ в Мурманске.
В отличие от обозначенного предмета контракта, по факту перечень выполняемых по нему работ намного шире. Судно-носитель будет дооборудовано новыми ГАС «Структура СВН-750», имеющей усовершенствованное устройство подъема и выборки антенны, и судовой кислородной компрессорной станцией СККС-200М1. После доработок судно должно обеспечивать спасание личного состава аварийной подводной лодки сухим способом на глубинах до 720м с их последующей декомпрессией при давлении до 0,4 мПа методом поточной вентиляции в отсеке СГА путем подачи сжатого воздуха с судна-носителя. Доработанное судно-носитель должно быть готово к приему как СГА проекта 1855.1, таки более совершенного «Бестера» проекта 18270.
Кроме того, «Лазурит» должен провести проработку технического проекта модернизации СГА (по всей видимости речь идет о запланированной модернизации АС-36 проекта 18270). По ряду позиций программа модернизации этого СГА будет совпадать с проектом 1855.1, но возможно будет проведено дальнейшего усовершенствование ряда систем. Вывод возможности их применения должен быть сделан «Лазуритом» в ходе выполнения заключенного контракта. В числе возможных изменений — замена навигационного комплекса «Зенит-У» и ГАС «Структура-СВП» на автоматизированный модернизированный навигационный комплекс «Контур», в состав которого будет входить ГАС «Диалог»; установка аварийного радиомаяка «Дрейф»; установка движитель него комплекса, примененного на СГА проекта 18271 «Бестер-1». Предусмотрено требование о возможности стыковки СГА с аварийными подводными лодками стран НАТО.