Кто и зачем хочет прибрать к рукам русскую Арктику

Кому принадлежит Северный морской путь? Для наших отцов, дедов и прадедов это был самый легкий вопрос на уроке географии. Поморы еще в XIV веке ходили к Новой Земле и Груманду (Шпицбергену).

В 1640–1668 годы атаман Семен Дежнев прошел на кочах от устья Лены до устья Анадыря, попутно открыв пролив, названный впоследствии его именем. Ну а в ходе Великой северной экспедиции в 1734–1741 годах русские морские офицеры произвели съемку берегов вдоль всего Севморпути.

17 декабря 1932 года постановлением Совнаркома СССР образован единый транспортно-хозяйственный орган – Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), на который возлагалось техническое оснащение трассы, организация регулярных транспортных перевозок и обеспечение безопасности плавания по этому пути.

Ценой огромных затрат и гибели сотен людей в 1932–1991 годы был создан хорошо оборудованный Северный морской путь с десятками портов и аэродромов. При этом в этот период кроме советских по Севморпути не проходило иных торговых судов.

ЗАХВАТЧИКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ

В 1941–1944 годах Гитлер попытался захватить Северный морской путь. В Баренцевом и Карском морях разбойничали германские рейдеры и подводные лодки. Позже немцы оказались и на побережье Северного Ледовитого океана, и восточнее мыса Челюскин. Но всегда под конвоем «ребятушек-вохровцев».

И вот теперь германские пряжки от ремней, пуговицы от кальсон, листочки с немецким текстом вызывают шквал сенсаций. А маститые писатели и журналисты рассказывают о десантах кригсмарине, строительстве баз для подводных лодок и ракетных позиций в устьях Лены, Колымы и Индигирки.

В 1991 году был разрешен иностранным судам проход по Севморпути. Однако первые два иностранных судна прошли там лишь в 2009 году. В 2011 году их оказалось 34, в 2012 году – 46 и т.д. Так что массового прохода тысяч кораблей, как через Панамский и Суэцкий каналы, вокруг мыса Доброй Надежды и т.д., в обозримом будущем здесь не предвидится.

30 апреля 1999 года в РФ были введены в действие правила плавания в акватории Северного морского пути (СМП). Согласно им, в акватории СМП действует разрешительный порядок плавания судов, а выдача соответствующего разрешения осуществляется администрацией СМП на основании заявления судовладельца. Тем не менее США, Норвегия и ряд других стран официально считают, что СМП является международным морским путем, а коммуникации Арктики – «общим достоянием всего человечества».

При этом общественность Запада уверена, что СМП открыли просвещенные европейские мореплаватели, и он по праву первооткрывателей принадлежит Европе. Так, в ходе трех плаваний в 1594–1597 годах голландский мореплаватель Вильям Баренц открыл архипелаг Новая Земля и безуспешно пытался пройти проливом Югорский Шар. В итоге на картах Арктики появилось Баренцево море.

Однако в записках Баренца и его спутников постоянно упоминаются встречи с судами поморов, а на самой Новой Земле Баренц обнаружил заброшенное русское поселение.

Аналогичный случай был в городе Удоеве, когда Вася Пупкин слетал на Кипр и открыл оный остров для славных жителей Удоева.

В 1878 году впервые в истории деревянная шхуна «Вега» шведского мореплавателя Норденшельда за одну (!) навигацию прошла Северным морским путем. Итак, шведы являются первооткрывателями СМП. А норвежец Фритьоф Нансен в 1893 году взял и назвал море именем Норденшельда.

В России спорить не стали, там прошли две революции, Японская, Германская и Гражданская войны. Имя сибирского мультимиллионера Александра Михайловича Сибирякова, владельца заводов, золотых приисков, Енисейского, Ленского и Амурского пароходств, было забыто. А между тем именно он решил организовать «Северный завоз», то есть фрахтовать морские суда и из Европы доставлять товары в устья Енисея и Лены, откуда речные пароходы компаний Сибирякова перевезут их в центр Сибири.

В 1876 году Сибиряков зафрахтовал 400-тонный пароход «Имер», который должен был доставить груз к устью Енисея, где его ждал пароход общества Сибирякова. Командовать «Имером» Сибиряков предложил шведу Эрику Норденшельду.

В 1878 году специально по заказу Сибирякова в Швеции был построен железный винтовой пароход «Лена» класса «река–море». Командовать им Сибиряков нанял шведа Иогансена. Ну а Норденшельд попросился в попутчики. Так было или чуть иначе, но именно железная «Лена» первой прошла мыс Челюскина, а вслед за ней шла деревянная шхуна «Вега» вместе с Норденшельдом.

28 августа 1878 года «Лена» и «Вега» пришли в Тикси в устье реки Лены. Далее «Лена» пошла вверх по реке, а «Вега» – на восток. 27 сентября «Вегу» затерло в Колючинской губе в 222 км от Берингова пролива, пришлось ей зазимовать на 11 месяцев. Ушла она лишь 18 июля 1879 года. Откуда в справочниках появилась фраза «Норденшельд прошел СМП за одну навигацию», можно только гадать. Ну а «Лена» под командованием Иогансена еще три года ходила по Лене, позже неоднократно выходила в море, ходила к устью Яны и т.д.

Волюнтаризм господина Нансена Москва исправила в 1935 году: море Норденшельда стало морем Лаптевых – русских офицеров, побывавших в тех краях на полтора столетия раньше «всяких разных шведов».

  Яндекс.Метрика