Литва приступила к реконструкции порта Клайпеда для повышения его конкурентоспособности. Очевидно, что литовский порт собирается наращивать конкуренцию с российской Усть-Лугой.
Реконструкция волноломов и судоходного канала
18 сентября стало известно о начале реконструкции знаменитых волноломов (брекватеров), которые всегда считались символом Клайпедского морского порта. Волноломы были построены более века назад для защиты порта от морских волн. Именно их реконструкция, в сочетании с капитальным углублением судоходного канала до 17 метров, позволит принимать самые крупные суда, заходящие в Балтийское море.
Реконструировать волноломы будет консорциум немецкой компании «Hecker Bau GmbH & CO. KG.» и бельгийской компании «Herbosch — Kiere NV». В последние годы эти компании занимались реализацией масштабных проектов в сфере морской инфраструктуры в таких портах Европы как Гамбург, Антверпен, Остенд и ряде других. Теперь они будут работать в Клайпеде.
Мы, как подрядчики морского порта, имеем большой опыт в данном направлении строительной деятельности. Наша компания работает почти полтора года. У нас очень профессиональная и сильная команда, которая без проблем выполнит этот проект,
— подчеркнул генеральный директор «Hecker Bau GmbH & CO. KG.» Кристоф Веллендорф.
Конечно, инициатива по углублению судоходного канала имеет принципиальное значение для дальнейшего развития Клайпедского морского порта. Более того, она чрезвычайно важна и для всей литовской экономики, так как именно порт в Клайпеде позволяет маленькой стране извлекать доходы от грузопотока, и эти доходы составляют значительную часть национального бюджета страны.
В чем главная причина проблем Клайпедского порта
В то же время, в силу недавнего ухудшения отношений с Белоруссией, которая давала значительную часть загрузки мощностей порта, перед Литвой встал вопрос о том, как сохранить его доходность. Выход в министерстве транспорта и коммуникаций страны увидели в развитии порта до такого уровня, чтобы он стал лучшим портом Балтики и смог спокойно конкурировать с другими портами.
Конечно, в первую очередь под главным конкурентом Клайпедского порта в Литве подразумевают российский порт Усть-Луга. Этот порт находится на северо-западе нашей страны, в Лужской губе Финского залива Балтийского моря вблизи посёлка Усть-Луга. Функционирует он уже более 20 лет. За эти годы Усть-Луге удалось очень быстро развиться, став достойным конкурентам старейшим балтийским портам, существующим столетия. Российским портам вообще сильно везет по сравнению с их прибалтийскими «коллегами»: например, летом 2020 года из-за пандемии коронавируса все порты испытывали существенный спад грузооборота.
Но если в Клайпедском порту объемы погрузки сократились на 6,6% по сравнению с летом 2019 года, а в Вентспилсе вообще на 40%, то в Усть-Луге спад составил всего 1%, а в Санкт-Петербурге – 0,7%. Но снижение объемов погрузки в Клайпеде – следствие не только пандемии. В какой-то степени оно является закономерным следствием политики правительства Литвы, которое очень активно участвует в различных западных санкциях против России, и, соответственно, само делает все возможное для сокращения объемов погрузки.
Грузооборот порта в Усть-Луге в 2019 г. составлял 103,9 млн. тонн. Для сравнения – Клайпеда имела в 2019 г. грузооборот в 46,22 млн тонн. То есть, ей явно далеко до тех показателей, которые могли бы приблизить ее к российскому порту по грузообороту. Сказываются и технические возможности: без углубления канала литовский порт пока не может принимать самые крупные суда.
Но на самом деле, проблемы Клайпедского порта связаны отнюдь не с волноломами и не с углублением судоходного канала. Безусловно, для порта и всего Литовского государства в целом будет очень хорошо, если он сможет принимать крупные суда.
Но главная задача – развитие торговых связей с соседними странами, а ближайшие соседи Литвы – Россия и Белоруссия, и участие в санкциях против них в любом случае будет отражаться на загруженности порта, углубляй или не углубляй судоходный канал и реконструируй или нет волноломы. Другими словами, в случае поддержки антироссийских и антибелорусских санкций Литва сама будет наносить удар по конкурентоспособности своего главного порта — конкуренцию с Усть-Лугой он будет проигрывать, увеличивая отставание.