Китай проявил большой интерес к создаваемому Россией танку нового поколения Т-14 «Армата» и даже заявил о желании стать первым иностранным покупателем этой машины. Производитель не комментирует эту информацию, однако, согласно неофициальным источникам, выступает категорически против. Для России вопрос предоставления китайцам доступа к новейшим технологиям имеет стратегическое значение.
В ходе аэрокосмического салона AirShow China 2014, прошедшего в ноябре в Чжухае, Россия и Китай практически договорились о поставках в Поднебесную истребителей Су-35 и зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф». Одновременно Китай первым из иностранных партнеров Москвы заявил о заинтересованности в перспективном российском танке Т-14 «Армата».
Однако разработчик новейших танков – знаменитый российский концерн «Уралвагонзавод» – будет категорически против, заявляют источники. Характеристики «Арматы» настолько уникальны, что есть серьезные проблемы с формированием экспортного облика, высок риск утечки технологий. Представитель Уралвагонзавода официально отказался говорить на эту тему, мотивируя это тем, что это не в компетенции предприятия. «Мы не субъекты военно-технического сотрудничества и вообще не комментируем эти темы», – заявил он.
Поводом для возражений уральских машиностроителей стал прорыв в военно-технической сфере между Москвой и Пекином. После более чем десяти лет охлаждения отношений стороны снова проявили интерес к сотрудничеству. Россия, до последнего времени категорически не желавшая продавать стратегическому партнеру перспективные образцы вооружений и военной техники из-за откровенного игнорирования прав на интеллектуальную собственность со стороны Китая, смягчила свою позицию.
Примеров недобросовестности китайских контрагентов более чем достаточно.
Копируют «МиГом»
В 1996 году был заключен контракт на поставку и последующее лицензионное производство Су-27СК в Китае. Но Россия в итоге не получила часть обещанных денег: из 200 заказанных комплектов истребителей для самостоятельной сборки Поднебесная купила лишь половину, объяснив отказ низкими боевыми возможностями Су-27. Вдобавок к этому Китай сделал прямого конкурента нашей машине – истребитель J-11B. Параллельно китайцы с российской помощью разработали две модели прямых конкурентов российским истребителям МиГ-29: J-10 и FC-1. По китайской оценке, лицензионное производство Су-27СК продвинуло технологический уровень Шэньянской авиастроительной корпорации на 20–25 лет вперед. А создание копии российской машины – истребителя J-11B – стало новым качественным скачком для китайского авиапрома.
Таким же нехитрым способом Китай обзавелся собственной перспективной зенитно-ракетной системой HQ-9 «Красный флаг» – почти точной копией российского комплекса С-300ПМУ. И ладно бы если «клоны» оставались исключительно на вооружении китайской армии. В последние годы Пекин стал одним из главных игроков на оружейном рынке стран третьего мира. Например, китайские «клоны» российских вооружений успешно продаются в Пакистан, Бангладеш, Ливан, Иран, Малайзию, Марокко, Нигерию, Шри-Ланку и Алжир, где теснят не только российские, но и западные предложения. Тот же HQ-9 стал победителем турецкого тендера T-Loramids, выиграв конкурс у американской системы Patriot, российской С-400 и европейской Aster. Правда, позже турецкие власти результаты тендера аннулировали.
Смена партнера
«Вопросы интеллектуальной собственности – лишь одна из проблем взаимоотношений с Китаем, – заявил профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. – Например, китайцы единственные в мире, кто платит нам роялти за производство автоматов Калашникова. Проблема состоит в том, что Китай у нас не только «стратегический партнер», но и «стратегический противник». До последнего времени в эту страну было категорически запрещено продавать перспективное, а главное – наступательное вооружение».
«Но времена меняются, – отмечает эксперт. – До последнего времени Москва играла на противоречиях взаимоотношений Пекина и Дели. Индия могла купить у нас самый современный боевой танк Т-90, Китай получил лишь Т-54. «Улучшил» его до варианта под названием «Тип 96А» и на этом замер. Показ возможностей этой машины в ходе придуманного Минобороны России танкового биатлона экспертов не впечатлил. «Тип 96A» существенно уступил по маневренным и огневым возможностям российским Т-72Б3.
Дели получает и собирает самые эффективные истребители Су-30МКИ. А Пекин вынужден «докручивать» «старенькие» Су-27. И так по многим вопросам, особенно в области перспективных разработок. Например, крылатым ракетам морского базирования. У Китая 3М54 «Москит» с дальностью полета 90 км. У Индии – сверхзвуковой «БраМос», летающий на 280 км. Пекин закупает Су-35, а Дели уже несколько лет участвует в совместном с Россией проектировании истребителя следующего, пятого, поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft).
Однако в последнее время Индия все больше смотрит в сторону США и Запада. Москва последовательно проиграла сразу несколько важных тендеров на поставку военно-транспортных самолетов, истребителей, ударных и транспортных вертолетов, потеряв миллиарды долларов возможных доходов. На этом фоне Китай снова стал желанным партнером».
Прорывной танк
«В мировой торговле оружием сегодня очень большое значение имеют социальные сети, – рассказал главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. – Через них страна-покупатель косвенным образом может увидеть перспективные разработки и заявить о своей заинтересованности в приобретении того или иного вида вооружений или военной техники. По «Армате» к нам регулярно закидываются такие запросы».
Эксперт вспоминает, что покупка Индией танков Т-90 была сродни спецоперации, когда именно работа через средства массовой информации вынудила Дели принять решение о замене основных боевых танков Т-72 на Т-90. В начале 90-х годов прошлого века глава госкомпании «Росвооружение» Александр Котелкин объявил, что Москва совместно с Киевом поставит Исламабаду новейшие украинские танки Т-80. Якобы по своим характеристикам, и прежде всего мощности двигателя, Т-80 «делал» Т-72, как «Мерседес» – «Запорожец».
Дели испугался и решился покупать альтернативу – новейшие российские Т-90, которые по своим характеристикам были лучше украинских Т-80. Когда сделка состоялась, в Росвооружении заявили, что не могут продолжить участие в украинском контракте, так как в России нет необходимого количества необходимых к украинским Т-80 танковых орудий. В итоге, чтобы сдержать обязательства перед Исламабадом, Киев «демилитаризовал» собственные танки, стоящие на вооружении армии, а Москва получила куда более выгодный контракт с Индией и «стратегического партнера».
В случае с «Арматой», считает Мураховский, подобная схема не сработает. Танк действительно получился прорывным, не имеющим аналогов в мире.
«Достаточно сказать, что на Т-14 стоит абсолютно новая пушка, к ней идут совершенно новые боеприпасы повышенной мощности, трансмиссия, подвеска, комплекс активной и баллистической броневой защиты, – говорит Мураховский. – Это первый серийный танк в мире с модульной компоновкой: экипаж, двигатель, боезапас и топливо находятся в отдельных защищенных капсулах, что повышает их выживаемость в бою. По базовым характеристикам «Армата» превосходит все танки, стоящие на вооружении российской армии. И те, что создаются в интересах других армий мира. Например, самый продвинутый из них – немецкий Leopard-2A6».
Совокупность преимуществ
«Я слабо представляю, как можно сейчас делать экспортный облик такого танка, – утверждает эксперт. – Ведь в этом случае это подразумевает, что у нас есть еще более высокая планка. Более совершенная боевая машина».
В случае с Китаем, как считает эксперт, был «проброс» информации. Рособоронэкспорт как организация, заинтересованная в изучении рынков сбыта и перспектив развития, выступила его проводником. «Армата» еще не прошла госиспытаний, не принята на вооружение, а следовательно, ни о каком экспортном облике речи идти не может», – говорит Мураховский. Тем более что, как и в случае с Т-50, у которого есть свой внешнеэкономический «переходный» образец Су-35, у Т-14 «Армата» есть свой – Т-90СМ «Прорыв». Его представили буквально пару лет назад в ответ на претензии Минобороны к Уралвагонзаводу, что все его перспективные танки ненамного отличаются от легендарного Т-34.
«В танке Т-90 связаны с в одном объеме люди, боекомплект и топливо, – рассказал один из разработчиков танков Т-72 и Т-90 Владимир Неволин. – Развитие же современной бронетехники идет по пути отделения людей от топлива и боеприпасов. Кроме того, необходимо применение дистанционно управляемого вооружения. Эти принципы были реализованы в нашем перспективном изделии – «объекте 195». В нем, например, башня танка была уже без экипажа. Но такой проект оказался Минобороны не нужен».
Т-90СМ стал промежуточным ответом до появления «Арматы» с учетом требований военных.
Впервые эту машину показали на выставке в Нижнем Тагиле в 2013 году. В следующем году ее впервые продемонстрируют на выставке IDEX 2015 в Абу-Даби. Это будет первая практическая демонстрация перспективного российского танка, созданного с использованием некоторых технологий «Арматы». На выставке будет и китайская делегация, так что ей будет с чем сравнить Т-90СМ.
Считаю, что новейший российский танк «Армата», который, кстати, со слов Дмитрия Рогозина впервые покажут на параде 9 мая, в Москве, не следует в ближайшее время поставлять на экспорт вообще, и уж тем более, ни в коем случае, китайцам.
Полностью согласен с Михаилом. Хоть мы с Китаем и в дружеских отношениях находимся на данный момент, не стоит забывать о проблеме перенаселения страны восходящего солнца, а вкупе к этому о наших огромных и соблазнительных просторах. Так что такая военная мощь как «Армата» должна оставаться в пределах РФ.
Да все не так как пишут. Все ровно, это вить секретная разработка и че там кто купит нам всем не узнать.