Австралия строит подводный флот

Недавно германское издание Spiegel-online сообщило, что канцлер ФРГ Ангела Меркель хочет продать ВМС Австралии до 12 подводных лодок проекта 216 (Typ 216). Контракт стоимостью до 14 млрд евро может обеспечить работой германское судостроение на годы вперед.

Однако Австралия пока лишь проводит тендер на разработку и строительство 12 неатомных подводных лодок. Результаты тендера станут известны в июне нынешнего года. Да и подводная лодка Typ 216 существует пока лишь в виде проекта, который еще будет прорабатываться и совершенствоваться.

ПОГОНЯ ЗА МИЛЛИАРДАМИ

В декабре 2011 года Министерство обороны Австралии объявило тендер на разработку и поставку 12 новых подводных лодок. Приглашения к участию в конкурсе получили: французская компания DCNS, производящая подлодки типа «Скорпен»; испанская Navantia, выпускающая субмарины проекта S-80; немецкая HDW (Howaldtswerke-Deutsche Werft, входит в концерн Thyssen Krupp) – подводные лодки проектов Type 212 и Type 214. Несколько позже в тендере приняли участие шведская компания Saab, а также японская Kawasaki Heavy Industries.

Австралия строит подводный флот
Австралия строит подводный флот

Продолжительность проекта составляет около 30 лет. Конкретные параметры проекта создания новых подлодок для ВМС Австралии не были определены. Лишь планировалось начать замену 6 подводных ДЭПЛ типа «Коллинз» новыми начиная с 2025 года. Срок службы новых субмарин определен до 2070 года, то есть в 30–40 лет.

Понятно, что при их строительстве должны быть использованы самые передовые технологии, чтобы лодки сохраняли боевую эффективность столь длительный срок. Кроме того, Австралия положила в основу тендера программу SEA 1000, в рамках которой планировалось строительство подводных лодок на территории страны.

В связи с этим стоит привести слова министра материального обеспечения Вооруженных сил Австралии Джейсона Клэра (Jason Clare): «Некоторые важные знания есть у зарубежных компаний, другие мы должны получить самостоятельно. Настало время разработать план, который позволит нам получить навыки, необходимые для разработки и строительства подлодок».

Из этого прямо следует, что Австралия хотела бы сама освоить производство новейших подводных лодок. И это может стать определяющим при подведении итогов тендера. Однако в этом случае стоимость кораблей возрастает в разы. Создание производства практически с нуля, освоение новых технологий, наем высококвалифицированного персонала, приобретение и доставка через всю планету материалов и комплектующих – это еще и удлинение сроков строительства, что тоже повышает стоимость готовой продукции.

В то время как строительство 12 подлодок на верфях судостроительной компании за рубежом может не превышать 20 млрд долл. США, это же строительство на территории Австралии может обойтись в 30–80 млрд долл. США. Тут эксперты несколько расходятся в оценках, но минимальные расходы в 30 млрд долл. – это близко к заложенной в бюджет стоимости в 37 млрд австралийских долларов. Вся программа перевооружения Министерства обороны Австралии, начатая в 2009 году, оценивается в 70 млрд долл. Эти средства планируется потратить на протяжении 20 лет на создание и покупку новой техники для Сухопутных войск, ВВС и ВМС.

Строительство новых подлодок по проекту SEA 1000 планировалось начать в 2017 году, а первый такой корабль принять на вооружение в 2025 году. При этом продлевать срок службы кораблей типа «Коллинз», истекающий в 2024–2031 годах, не планировалось.

ПРОФСОЮЗЫ ПРОТИВ

В апреле 2014 года министр обороны Австралии Дэвид Джонстон заявил, что японские подводные лодки типа «Сорю» наиболее полно соответствуют требованиям военных. При этом он отмечал, что австралийская промышленность наиболее заинтересована в получении японских технологий трансмиссии.

В июле 2014 года стало известно, что Австралия и Япония подписали соглашение о расширенном военно-техническом сотрудничестве, в рамках которого страны смогут обмениваться различными военными технологиями. В первую очередь речь шла о сотрудничестве в разработке подводных лодок, особенно двигательной системы и трансмиссии.

Премьер-министр Австралии Тони Эббот заявлял, что решение о покупке кораблей для замены подлодок типа «Коллинз» будет приниматься исходя из стоимости, технических возможностей и региональной политики. Но при этом правительство склонялось к приобретению от 8 до 10 японских подводных лодок типа «Сорю», а еще 2–4 построить в Австралии. По некоторым данным, стоимость производства 10 японских подлодок могла составить около 20 млрд австралийских долларов (18,3 млрд долл. США). Стоимость же всех 12 подлодок в случае их постройки в Японии не превысила бы 25 млрд австралийских долларов. И хотя подтверждение этих планов не последовало, австралийская оппозиция объявила, что в случае прихода к власти в ходе выборов 2016 года расторгнет контракт с Японией.

На предыдущих выборах находящиеся сейчас в Австралии у власти консерваторы обещали, что все 12 подлодок будут построены на верфях в Южной Австралии, но с использованием японских технологий и при помощи специалистов Страны восходящего солнца. Речь шла об этих же «супертихих» дизель-электрических подлодках класса «Сорю» водоизмещением более 4000 т.

Тем временем немецкая компания Thyssen Krupp Marine Systems предложила Австралии поставку 12 подводных лодок проекта Type 2016. Этот проект и пытается пролоббировать канцлер Ангела Меркель.

Но на пути у фрау Меркель стоят австралийский бизнес и профсоюзы. Лидер оппозиции Билл Шортен заявил, что строительство боевых подлодок за пределами Австралии «является безответственным шагом, ставящим под угрозу безопасность нашей страны как морской державы».

По мнению хозяев судостроительного бизнеса, передача заказов за границу спровоцирует цепь банкротств в судостроении и смежных областях промышленности. Президент профсоюза сотрудников производящей отрасли Поль Бастиан заявил: «Я думаю, что под угрозой окажутся тысячи рабочих мест».

Подводное водоизмещение кораблей типа «Сорю» составляет 4,2 тыс. т при длине 84 и ширине 9,1 м. Эти корабли оснащены дизель-электрическими силовыми установками Kawasaki 12V 25/25 SB и двигателями Стирлинга Kawasaki Kockums V4-275R совместной шведско-японской разработки. «Сорю» способными развивать скорость до 20 узлов, а дальность их хода составляет 6,1 тыс. миль.

ПОДЛОДОК ВСЕ БОЛЬШЕ

В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) большинство государств быстрыми темпами наращивает военно-морские силы, особенно подводную компоненту. Лидером и главным двигателем этой гонки подводных вооружений стал Китай. Американская исследовательская группа «Джейнс» (IHS Jane’s), опираясь в основном да данные космических съемок, оценивает размеры ВМС НОАК в четыре ПЛАРБ, пять ударных атомных подводных лодок (ПЛАТ) и 53 дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ).

В декабре 2013 года в Интернете появились фото модернизированной версии субмарины проекта 041«Юань» (Yuan), КНР официально признали ее производство Китайской государственной кораблестроительной корпорацией CSSC (ChinaStateShipbuildingCorporation). На снимке видна только рубка, напоминающая конфигурацией рубки современных германских подлодок. Водоизмещение ДЭПЛ эксперты оценили максимум в 3,5 тыс. т.

В ответ на китайскую угрозу США намерены в ближайшие 5–6 лет развернуть в Тихом океане около 60% своих ВМС, включая корабли новой постройки и не менее четырех атомных подводных лодок.

Оборонная программа Японии, принятая в 2011 году, предусматривает увеличение числа подводных лодок с 16 до 22. Пополнение идет за счет строительства ДЭПЛ «Сорю» водоизмещением 2,9 тыс. т. Лодки оснащены воздухонезависимой энергетической установкой 4V-275R MK-III производства компании «Кавасаки» (Kawasaki). Темпы строительства должны составить 1 лодку в год.

Подводная лодка "Сорю" ВМС Японии
Подводная лодка «Сорю» ВМС Японии

Еще один союзник США – Южная Корея осуществляет большую программу строительства подводного флота, состоящую из трех этапов. В 2009–2010 годах ВМС получили 9 подводных лодок проекта 209/1200. На втором этапе, то есть в настоящее время, идет лицензионное строительство подводных лодок германского проекта 214 разработки «Ховальдтсверке-дойчверфт» (Howaldtswerke-DeutscheWerft, HDW). Три такие подлодки уже построены и переданы ВМС. Предполагается строительство еще шести субмарин этого типа, но уже несколько модернизированных.

В самой Республике Корея разрабатывается субмарина KSS-III, оснащенная крылатыми ракетами «Хюнмоо-3» (Hyunmoo-3). Систему управления для этой ДЭПЛ разрабатывает компания «Самсунг Талес» (SamsungThales). После 2020 года начнется третий этап строительства подводного флота – изготовление 9 субмарин KSS-III.

Сейчас в ВМС Республики Корея находится на вооружении 14 подводных лодок. 12 из них – немецкие ДЭПЛ типа 209 и 214. Плюс 2 малые лодки, спроектированные и построенные в Корее.

В составе ВМС Сингапура было всего четыре подводные лодки типа Challenger шведского проекта A12 постройки конца 1960-х годов. Однако в 2005 году в Швеции были куплены две более современные лодки типа Vеstergоtland проекта A17 постройки 1990-х годов. Они были модернизированы на верфях Швеции и оснащены воздухонезависимыми энергетическими установками на основе двигателей Стирлинга. В состав ВМС Сингапура вошли в 2011–2012 годах. Здесь они получили новое название – тип «Арчер» (Archer).

Министерство обороны Сингапура 2 декабря 2013 года заявило о заключении контракта с германским объединением Thyssen Krupp Marine Systems (TKMS) на постройку двух неатомных подводных лодок нового проекта 218SG. Предполагается, что это модернизированные лодки экспортного проекта 214, доработанные по условиям заказчика. В состав ВМС они должны войти в 2020 году, после чего все субмарины типа Challenger будут окончательно списаны.

ВМС Мьянмы обзавелись двумя франко-испанскими подводными лодками типа «Скорпен» (Scorpen). Однако в процессе эксплуатации обнаружилось, что стоимость их обслуживания за первые пять лет составила около двух третей от суммы контракта. По этой причине дальнейшее развитие подводных сил Мьянмы приостановлено.

Индонезия намерена довести свой подводный флот до 12 подлодок, делая упор на собственное производство. Однако сейчас южнокорейская компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) строит для Индонезии три ПЛ проекта 209/1200. Кстати, первый экспортный заказ на подлодки Республики Корея. К 2018 году Индонезия намерена построить собственную подлодку силами компании PT PAL при сотрудничестве с корейской DSME. Индонезия уже имеет две подлодки собственной постройки.

Вьетнам в декабре 2009 года заказал шесть российских ПЛ проекта 636.1 («Варшавянка») стоимостью около 2 млрд долл. США. Две подлодки уже вошли в состав ВМС страны. Завершение контракта намечено на 2016 год. Подлодки оснащены крылатыми ракетами ЗМ-14Е комплекса «Клаб-С» (Club-S) для поражения наземных целей. В заливе Камрань с помощью России строится специализированная база подводных лодок.

Подводные силы Индии насчитывают 17 субмарин. Было бы больше, но слишком высока аварийность. В основном это корабли российской и германской постройки. Ожидается пополнение из шести испанских подлодок класса «Скорпен». В дальнейшем будут построены шесть субмарин проекта 75I на основе зарубежного проекта, который будет выбран в ходе тендера. Три из них построит госкомпания Mazagon Dock Limited. Еще одну – другая госкомпания Hindustan Shipyard. Для участия в тендере приглашены французская DCNS, испанская «Навантиа» (Navantia), Российское ЦКБ МТ «Рубин» и немецкая HDW. Подлодки проекта 75I должны быть оснащены сверхзвуковыми индийско-российскими крылатыми ракетами «БраМос» (BraMos).

10 августа 2013 года запущен реактор первой АПЛ индийской разработки «Арихант» (Arihant). Идет строительство второй национальной АПЛ. Тем временем Индия взяла в лизинг на 10 лет российскую подлодку проекта 971У, получившую в составе индийских ВМС обозначение «Чакра» (Chakra). Сейчас идут переговоры о сдаче в лизинг еще одной российской АПЛ. Предполагается, что речь идет о достройке АПЛ «Ирбис».

АПЛ Chakra
АПЛ Chakra

В составе ВМС Пакистана всего пять подводных лодок: две ДЭПЛ типа «Агоста-70» постройки 1979–1980 годов и три типа «Агоста-90». Одна из них построена во Франции в 1999 году, две – в Пакистане в 2002 и 2006 годах. Вооружены ПКР «Экзосет».

Внушительно выглядит численность подводного флота Ирана – 31 лодка. Но только три из них российского проекта 877ЭКМ («Кило»), построенные в 1992, 1993 и 1997 годах. А все остальные – мини-подлодки собственной постройки водоизмещением до 120 т и 4 мини-лодки производства КНДР проекта Yugo, полученные в качестве оплаты госдолга

  Яндекс.Метрика