Австралийское бизнес-издание «The Australian Financial Review» сообщило 7 июля 2015 года со ссылкой на источник в министерстве обороны Австралии, участвующий в подготовке планируемой к изданию официальной «Белой книге по обороне 2015», что принято решение отказаться от возможности приобретения палубных истребителей вертикальной посадки Lockheed Martin F-35B для базирования на двух завершенных строительством для ВМС Австралии универсальных десантных кораблей (УДК) типа Canberra.

«Белая книга по обороне 2015» должна быть издана в августе и будет содержать 20-летний перспективный план развития обороны Австралии, включающий закупки вооружения в этот период на общую сумму более 275 млрд австралийских долларов.

Предложение о возможности размещения на каждом из двух УДК типа Canberra до 12 истребителей F-35B прорабатывалось по личной инициативе премьер-министра Австралии Тони Эббота, выдвинувшего его в мае 2014 года. Однако уже в конце 2014 года официальные представители министерства обороны Австралии, выступая в комиссии австралийского Сената, выразили скепсис в отношении этого предложения, указав, что его реализация будет сопряжена со значительными трудностями и затратами и потребует весьма значительной модернизации УДК типа Canberra, включая установку на корабли новых РЛС, систем обеспечения посадки, термозащитного покрытия полетной палубы, переделку хранилищ и системы подачи авиационного топлива и переоборудование ангаров.

Эта идея была также подвергнута критике в недавно изданном специальном докладе независимого Australian Strategic Policy Institute, в котором предупреждалось о «многомиллиардной стоимости» такой программы, а также о том, что этот проект может «возбудить нереалистичные ожидания» того, что Австралия будто сможет занять «гораздо более сильную стратегическую позицию» в регионе. По мнению авторов доклада, «анализ по критерию стоимости и эффективности не в пользу этого проекта».- «Сценарии, в которых такая возможность [базирования F-35B] будет реально необходима и даст существенное преимущество, носят оперативно расплывчатый характер в лучшем случае», и в итоге: «… Есть, вероятно, лучшие способы потратить деньги.»

Теперь источник в министерстве обороны заявил изданию, что вопрос о возможности размещения F-35B на УДК типа Canberra вообще более не рассматривается и «можно с уверенностью сказать, что эта идея отброшена». «Слишком много технических трудностей по переделке вертолетонесущего корабля для базирования истребителей, и это также очень дорого».

К настоящему времени для ВВС Австралии заказано 72 истребителя Lockheed Martin F-35А сухопутного базирования.

Головной австралийский универсальный десантный корабль L 02 Canberra
Головной австралийский универсальный десантный корабль L 02 Canberra

Напомним, что контракт на строительство для ВМС Австралии двух УДК полным водоизмещением 27000 т по типу испанского корабля Juan Carlos I был заключен с испанским судостроительным объединением Navantia в ноябре 2007 года. Navantia на своей верфи в Эль-Ферроле построила корпуса обеих кораблей (с изготовлением части корпусных блоков также на своем предприятии в Фене), которые после спуска на специальном транспортном судне Blue Marlin были перевезены в Австралию для окончательной достройки на предприятии BAE Systems Australia (бывшая Tenix) в Вильямстауне.

Корпус головного австралийского УДК L 02 Canberra был построен в Эль-Ферроле с началом строительства в сентябре 2008 года. Официальная церемония закладки корабля состоялась там 23 сентября 2010 года, а спуск на воду — 17 февраля 2011 года. Корпус Canberra был доставлен из Испании в Вильямстаун для достройки 17 октября 2012 года. Ходовые испытания корабля были начаты 3 марта 2014 года, а 28 ноября 2014 года в Сиднее L 02 Canberra был введен в состав австралийского флота.

Корпус второго австралийского УДК L 01 Adelaide был построен в Эль-Ферроле с началом строительства в феврале 2010 года. Официальная церемония закладки корабля состоялась там 18 февраля 2011 года, а спуск на воду — 4 июля 2012 года. Корпус Adelaide был доставлен из Испании в Вильямстаун для достройки 12 февраля 2014 года. Корабль вышел на заводские ходовые испытания из Вильямстауна 16 июня 2015 года, а сдача Adelaide сейчас запланирована на середину 2016 года.

Австралийские корабли унаследовали от своего испанского прототипа Juan Carlos I трамплин в носовой части полетной палубы, что с самого начала порождало спекуляции о возможности оснащения в будущем УДК типа Canberra самолетами F-35B.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *