На закате Советского Союза на территории Приморского края размещалось более полутора десятков военных аэродромов. Большая часть из них использовалась в интересах Военно-воздушных сил, на трёх базировались истребители авиации ПВО (Центральная Угловая, Золотая Долина и Соколовка), еще два — Хвалынка и Воздвиженка — относились к Дальней авиации. Кроме того, в ведении Авиации Военно-Морского флота находилось четыре военных аэродрома и аэродром совместного базирования Владивосток (Кневичи).

В ходе неоднократных реформ авиационной составляющей Вооруженных Сил Российской Федерации структура частей и соединений значительно изменилась, произошло существенное сокращение количества используемых аэродромов. Исчезли такие аэродромы, как Хвалынка, Новороссия, Барановский, Золотая Долина, Озерная Падь, Пристань, Новонежино, Хороль, Галенки… К настоящему времени на территории Приморья два аэродрома (Николаевка и Кневичи) используются в интересах Морской авиации, Военно-воздушные силы постоянно базируются на трёх аэродромах — Центральная Угловая, Черниговка и Варфоломеевка, кроме того в Соколовке и Воздвиженке остаются авиационные комендатуры.

Сегодня на аэродроме Черниговка совместно размещаются авиационная база армейской авиации и штурмовой авиационный полк «Нормандия-Неман». Армейские вертолётчики считаются одним из старейших полков в ВВС, началом его боевого пути принято считать ноябрь 1918 е, когда были созданы 24-й, 35-й и 49-й отдельные разведывательные отряды. Через три года на их основе была сформирована 1-я отдельная разведывательная авиаэскадрилья на аэродроме Ухтомская в Подмосковье. В 1924 г. были получены первые самолёты Р-1, построенные на советских заводах, а эскадрилье было присвоено почётное наименование «имени В.И. Ленина», произошло её переформирование в 1-ю легко-бомбардировочную эскадрилью и передислокация в г. Липецк. В 1926 г. эскадрилья изменяет номер на 40-й и совершает перелёт на Дальний Восток в г. Спасск-Дальний, откуда принимает участие в поисках и спасении экспедиции парохода «Челюскин». На основе эскадрильи в 1938 г. был создан 36-й скоростной бомбардировочный авиаполк с базированием на аэродромах Хвалынка и Красный Кут. В том же году часть приняла активное участие в боях возле озера Хасан, в ходе которых было совершено 113 самолёто-вылетов, три самолёта было потеряно. В дальнейшем личный состав принимал участие в боях на финском фронте и в Великой Отечественной войне. В боях с милитаристской Японией в августе 1945 г. полк выполнил 134 самолёто-вылета для бомбардировки противника в районе городов Хулинь, Муданцзян и Мишань. За успешное выполнение заданий 75 человек были представлены к наградам.

После войны полк передислоцируется в с. Новосысоевка, в 1953 г. перевооружается на реактивные бомбардировщики Ил-28, а с 1955 г. именуется полком специального назначения, размещаясь на аэродроме Озерная Падь. В 1960 г. в свете решений о сокращении Вооружённых Сил полк расформировывается и на его основе в с. Черниговка создается новый 319-й отдельный вертолётный полк на вертолётах Ми-4, а с 1961 г — и на тяжелых Ми-6. В первые годы создания личный состав принял активное участие в оказании «интернационального долга» народам Вьетнама и Кубы. В 1965 г было возвращено почётное наименование «имени В.И. Ленина», а через три года полк награждён Орденом Красного знамени.

В 1971 г. личный состав части переучился на новые типы авиатехники — Ми-8 и Ми-24. В 1980—1989 гг. черниговские вертолётчики принимали участие в боевых действиях на территории Афганистана, лётчиками части совершено 25,5 тыс. боевых вылетов, в ходе выполнения боевых задач погибло 15 офицеров. За проявленное мужество два лётчика были награждены званием Героя Советского Союза, 257 человек — боевыми орденами и медалями.

В 1999 г. полк обеспечивал деятельность миротворческих сил в Таджикистане, с 1995 по 2003 гг. участвовал в ликвидации незаконных формирований на территории Чечни, в 2001—2005 гг. выполнял задачи в составе миссии ООН в Республике Сьерра-Леоне. За свою историю 319-й полк неоднократно принимал участие в оказании помощи мирному населению в чрезвычайных ситуациях: в 1989 и 1994 гг. — после масштабных наводнений в Приморье, в 1994—1995 гг. — в ликвидации последствий землетрясения на Курилах.

С 1 декабря 2009 г. полк вошёл в состав сформированной 6983-й гвардейской авиационной базы 3-го командования ВВС и ПВО, куда включены личный состав и авиатехника двух штурмовых авиаполков из Галенок и Черниговки. К тому моменту в составе полка была эскадрилья транспортных вертолётов Ми-8Т и Ми-8МТ (МТВ) и две эскадрильи ударных вертолётов Ми-24В и Ми-24П, кроме того имелось несколько машин разведывательных модификаций Ми-24К и Ми-24Р. Учитывая решение Министерства обороны о выделении частей армейской авиации из состава авиабаз фронтовой авиации, уже через год вертолётчики из Черниговки вновь обрели самостоятельность, но уже в виде авиационной базы армейской авиации 2-го разряда. К сожалению, в ходе реформ были утрачены ранее присвоенные почётные наименования части. Что примечательно, новая авиабаза взяла на себя функции аэродромно-технического обеспечения и для «соседей» по аэродрому — штурмовой авиагруппы на Су-25 (ныне штурмовой авиаполк), вошедшей в состав единой окружной авиабазы с командованием на аэродроме Хурба под Комсомольском-на-Амуре.

К сожалению, 319-й вертолётный полк не обошли стороной тяжёлые лётные происшествия и потери. Так, в 1989 г. во время планового тренировочного полёта произошла катастрофа вертолёта Ми-24. 20 марта 2003 г. при выполнении боевого задания в Чечне погибли экипажи двух Ми-24. 26 августа 2003 г. на аэродроме Черниговка произошло столкновение двух вертолётов Ми-24В, в результате погибло шесть человек. Уже в новейшей истории авиабазы армейской авиации было одно происшествие с человеческими жертвами: 26 августа 2011 г. в Приморье потерпел катастрофу Ми-24, один человек погиб.

Но жизнь не стоит на месте, и именно Черниговская авиабаза была определена командованием первой в Восточном военном округе, куда начнёт поступать новая авиатехника в рамках Государственной программы вооружения на 2011—2020 гг. Учитывая территориальную близость к заводу-изготовителю боевых вертолётов Ка-52 в г. Арсеньеве (ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина), база стала первой строевой частью в ВВС, начавшей осваивать эти машины. До этого предсерийные Ка-52 испытывались в ГЛИЦ им. В.П. Чкалова, а первые четыре серийных были получены в 2010 г. торжокским Центром подготовки авиационного персонала и проведения войсковых испытаний. Первая партия из четырёх Ка-52 была передана в Черниговку в мае 2011 г., к концу года количество машин этого типа на авиабазе достигло 12. Плановые полёты Ка-52 по программе боевой подготовки начались осенью 2011 года.

Ka-52Стоит отметить, что первые восемь машин поступили для проведения опытно-войсковой эксплуатации в несколько «урезанном» варианте: на них ещё отсутствовала оптико-электронная подсистема бортового комплекса обороны. В 2012 г. на «Прогрессе» было выпущено восемь Ка-52 для Черниговки, из них пять были поставлены туда уже в 2013 г. В отличие от машин предыдущего года поставки, эти вертолёты имели уже не камуфляжную, а тёмную схему окраски, введённую при прежнем министре обороны А.Э. Сердюкове.

В течение полутора лет в Черниговке эксплуатировались совместно оба типа ударных машин — так, здешние Ми-24 обеспечивали безопасность в ходе Саммита АТЭС-2012 во Владивостоке. Поставкой двух десятков «аллигаторов» было завершено перевооружение одной из эскадрилий авиабазы с Ми-24 на Ка-52. Высвободившиеся Ми-24 передали в одну из частей Восточного военного округа, дислоцированную в Забайкалье.

Стоит отметить, что в 2014 г. на авиабазе эксплуатировалась и первая пара Ка-52 для второй авиабазы Восточного военного округа, перевооружаемой на этот тип вертолётов, — дислоцированной в Хабаровске. В течение года её лётчики прошли переподготовку в Липецке и Черниговке и, после получения в январе 2015 г. ещё десятка новых «аллигаторов», приступили в июне этого года к выполнению плановых полетов. Примечательно, что освоение нового типа вертолётов происходило в Черниговке под командованием полковника Дмитрия Землякова, ныне занимающего аналогичную должность в Хабаровске.

В ходе опытной войсковой эксплуатации вертолётов Ка-52 выявились традиционные «детские болезни». Но наличие тесного контакта между авиабазой, заводом-изготовителем и конструкторским бюро и близость «Прогресса» позволяли быстро решать значительное число обнаруженных проблем. Первый год эксплуатации «аллигаторов» в Черниговке осуществлялся при непосредственной технической поддержке заводских бригад из Арсеньева. Результатом такой деятельности явилось утверждение нескольких изменений в конструкторскую документацию, а также выпуск бюллетеней на доработку в эксплуатирующих организациях. По итогам проведённой работы существенно вырос показатель средней наработки на отказ при общем увеличении показателя налёта авиатехники. Программа опытной войсковой эксплуатации Ка-52, проводившаяся с сентября 2011 г., была успешно завершена в апреле 2015 г. с суммарным налётом более 11 тыс. часов. По её итогам получен положительный отзыв, вертолёт рекомендован к принятию на вооружение.

Ka-52

Вторая эскадрилья авиационной базы к настоящему моменту полностью укомплектована новыми десантно-штурмовыми вертолётами Ми-8АМТШ производства Улан-Удэнского авиазавода. Поставки ведутся в рамках долгосрочного контракта, заключённого в 2011 г. Всего в 2011—2012 гг. авиабаза получила 22 новых вертолёта этого типа. Основная их часть окрашена в серый цвет, за исключением трёх первых, имеющих традиционный камуфляж. Заключительная партия из шести Ми-8АМТШ была передана в Черниговку в декабре 2012 г Ранее эксплуатировавшиеся авиабазой Ми-8МТ и Ми-8МТВ, выпущенные в 80—90-х гг. прошлого века, переданы в другие строевые части, а их старшие собратья Ми-8Т отправлены на «заслуженный отдых».

После полного перевооружения части на новые вертолёты существенно расширились её боевые возможности. Как следствие, возросли и требования, предъявляемые к лётчикам. С целью наземной подготовки и обучения лётного состава на авиабазу в Черниговке поступили учебно-тренировочные комплексы (УТК) для подготовки экипажей обоих эксплуатируемых типов вертолётов. Производителем тренажёров является ЦНТУ «Динамика». В состав комплексов входят комплексные тренажёры экипажа вертолёта и автоматизированные системы обучения для теоретической подготовки лётного и инженерно-технического состава. УТК позволяет отработать на земле самые сложные элементы пилотажа, навигации и боевого применения днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, а также опасные аварийные ситуации.

Тренажер Ка-52 был введён в эксплуатацию на авиабазе в Черниговке в 2013 г, а УТК Ми-8АМТШ — в прошлом году. В настоящее время тренажёры размещены в здании, ранее использовавшемся для обучения лётчиков на предыдущих типах авиатехники. По заданию Министерства обороны Главным управлением строительства дорог и аэродромов при Федеральном агентстве специального строительства ведётся строительство нового здания для размещения комплекса технических средств обучения и подготовки авиационного персонала. Высокий профессиональный уровень черниговских вертолётчиков, достигнутый в т.ч. и многочасовой отработкой упражнений на тренажёрах, был подтверждён в нынешнем году на общероссийском конкурсе лётного мастерства «Авиадартс-2015». В номинации «Боевые вертолёты армейской авиации» лётчики из Черниговки уверенно заняли первое место, оставив позади представителей Южного военного округа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *