Во второй половине дня 8 декабря прошлого года дизель-электрическая подводная лодка Черноморского флота Б-237 «Ростов-на-Дону» проекта 06363 под командованием капитана 2-го ранга Андрея Адамского выполнила из подводного положения залповую стрельбу четырьмя крылатыми ракетами «Калибр-ПЛ» по объектам запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ) в Сирии.
Все ракеты с высокой точностью поразили два командных пункта в провинции Ракка, которую экстремисты провозгласили своей цитаделью. Эти пуски стали первым боевым применением комплекса «Калибр-ПЛ.
Тем самым российские моряки еще раз подтвердили, что они располагают мощным оружием, способным «доставать» противника в любое время и в любом месте. Но нельзя не заметить, что поход «Ростова-на-Дону» в Средиземное море оказался овеян легендами, зачастую сомнительного свойства.
Но расскажем все по порядку. Вторую в серии 06363 подлодку Б-237 заложили на «Адмиралтейских верфях» 21 ноября 2011 г., спустили на воду 26 июня 2014 г., а Андреевский флаг был поднят на субмарине 30 декабря 2014 года. Новый корабль зачислили в состав 4-й отдельной бригады подводных лодок Черноморского флота. Однако отправился «Ростов-на-Дону» не на юг, а на север. В апреле прошлого года лодка прибыла в Полярный. В полигонах Северного флота ей предстояли глубоководные испытания и учебные стрельбы главным оружием – ракетным комплексом «Калибр-ПЛ». Там же экипаж отрабатывал навыки дальнего плавания.
Учеба и испытания продвигались успешно. 2 октября прошлого года «Ростов-на-Дону», находившийся в подводном положении в Баренцевом море, без промаха выполнил зачетную стрельбу «Калибром» по береговой цели на полигоне Чижа в Архангельской области. Через несколько дней – 9 октября – лодка поразила крылатой ракетой морскую цель, находившуюся на расстоянии нескольких сот километров от места старта.
А уже 16 октября лодка в сопровождении спасательного буксира СБ-406 покинула Екатерининскую гавань в Полярном и начала переход к месту постоянного базирования – Новороссийск с тем, чтобы прибыть туда в до конца ноября. То есть события развивались точно по тому же сценарию, что и плавание «Новороссийска» – головной субмарины этого проекта 10 августа – 21 сентября прошлого года (см. журнал «Национальная оборона №10/2015).
Сюжет совершил крутой, в буквальном смысле слова крутой, поворот, когда «Ростов-на-Дону» объявился не в Ла-Манше, а во время следования на буксире через Датские проливы в Балтику. В ночь на 29 октября Б-237 ошвартовалась в Купеческой гавани Кронштадта. В СМИ вердикт был однозначный – авария силовой установки.
Поначалу командование ВМФ РФ и Министерство обороны никак не комментировали случившееся. Первыми откликнулись «Адмиралтейские верфи». «Запросов на предоставление специалистов для ремонта лодки не поступало», – заявила пресс-служба предприятия уже утром 29 октября. Эти слова означали, что «Ростов-на-Дону» не нуждается в устранении каких-либо неполадок. Затем последовало заявление Коломенского завода, где сделана дизельная установка субмарины, о том, что «военные не обращались к специалистам завода с запросом о ремонте агрегата».
Не оказалось «Ростова-на-Дону» и в Кронштадтском морском заводе, куда его могли завести для исправления поломок. Зато обычно открытые проходы и проезды к причалу Купеческой гавани, где стояла лодка, по приказу командира Ленинградской военно-морской базы оказались закрыты для гражданских лиц. И только после всего этого управление пресс-службы и информации Минобороны РФ распространило заявление. «В соответствии с планом межфлотского перехода ДЭПЛ «Ростов-на-Дону» совершила заход в Кронштадтскую военно-морскую базу, – говорилось в нем, – для пополнения всех видов запасов до требуемых норм перед переходом к месту постоянной дислокации на Черноморский флот». Наконец, вечером 4 ноября, Б-237 отвалила от причала и вышла в море. Последний раз ее видели в Ла-Манше 13 ноября. Потом она исчезла. Лодку искали ВМС и ВВС Великобритании и Франции у берегов Шотландии, но обнаружить не смогли.
Возвращаясь к эпизоду с заходом «Ростова-на-Дону» в Кронштадт, заметим, что он, скорее всего, был связан с необходимостью пополнения его арсенала ракетами «Калибр-ПЛ» класса «подводная лодка-земля». Вероятно, субмарина, выходя из Полярного, не имела их на борту, либо это были «калибры» класса «подводная лодка-корабль». Однако военно-политическое руководство страны тем временем решило проверить в деле это оружие и поэтому приказало завернуть субмарину в Ленинградскую военно-морскую базу. И в том, что лодка шла на буксире СБ-406 через Датские проливы и Балтику, тоже ничего экстраординарного не было. Для сбережения моторесурса и «Новороссийск» значительную часть пути из Полярного в Новороссийск проделал на буксире.
Очередная сенсация, связанная с «Ростовом-на-Дону», прогремела с подачи французских средств массовой информации. 17 ноября при их участии мир облетела весть, что российская подлодка одновременно с авиацией ВКС РФ нанесла удар крылатыми ракетами 3М14 комплекса «Калибр-ПЛ» по позициям боевиков в Сирии. В данном случае, очевидно, произошла путаница. Как известно, Россия договорилась с западной коалицией, которая тоже ведет боевые действия против «Исламского государства», об обмене информацией о предстоящих атаках с воздуха и моря объектов террористов, дабы избежать разного рода непредвиденных инцидентов. Похоже, Москва предупредила Париж о предстоящих ударах с воздуха и моря по позициям ИГ. Однако 17 ноября такие удары, в том числе и крылатыми ракетами, наносила авиация, а 20 ноября свою лепту внесли и надводные корабли Каспийской флотилии. Вот дрожжи, из которых тогда родился миф о ракетной атаке «Ростова-на-Дону». У страха, как говорится, глаза велики. Но к 17 ноября лодка никак не могла поспеть к месту пуска в восточной части Средиземного моря. У ДЭПЛ скорость хода невелика.
Еще один миф тоже французского происхождения, впрочем, достаточно мутного, гласит, что командование оперативной группы ВМС Франции во главе с атомным авианосцем Charles De Gaule якобы обратилось к командованию группы ВМФ РФ в восточном Средиземноморье с просьбой поднять русскую субмарину на поверхность, дабы не нервировать противолодочные силы натовского соединения. Не знаем, была ли удовлетворена эта просьба, но когда 8 декабря «Ростов-на-Дону» наносил удар по целям «Исламского государства», то авианосца Charles De Gaule и его эскорта в Средиземном море уже не было. Они входили в Красное море, следуя в Персидский залив. Одним словом, ретировались от греха подальше.
Так же как удары «калибрами» надводных кораблей Каспийской флотилии, атака «Ростова-на-Дону» породила за рубежом волну комментариев. «Крылатые ракеты, запускаемые с подводных лодок, представляют собой венец военно-морской мощи», – подчеркивает внешнеполитический обозреватель лондонской The Telegraph Дэвид Блэйер и приводит слова эксперта Международного института стратегических исследований (IISS) Бена Барри, который сказал: «Если русские хотят сдержать, с их точки зрения, безответственный авантюризм НАТО, то небесполезно продемонстрировать возможности по запуску крылатых ракет как с надводных кораблей, так и с субмарин». «Кремль использует военную кампанию в Сирии для испытания нового оружия и техники, – пишет влиятельный американский журнал Foreign Policy. – Таким образом он предупреждает Соединенные Штаты и прочие западные державы о том, что Россия восстановила военную мощь после десятилетий упадка». Отмечая, что «подводная лодка «Ростов-на-Дону» считается одной из самых малошумных в мире, что делает ее идеальным инструментом для тайных операций», старший военно-морской аналитик американского Института по изучению войны Крис Харм заявляет в том же духе: «Ракеты, запущенные субмариной, были, скорее, политическим оружием, направленным против Вашингтона, чем военным, направленным против ИГИЛ». По мнению профессора Нью-Йоркского университета и специалиста по российским Вооруженным Силам Марка Галеотти, «Россия не только поддерживает сирийского президента Башара Асада, но и тестирует новые технологии, а также новые способы применения старых технологий. Кроме того, она демонстрирует потенциальным покупателям, что российское оружие умеет делать впечатляющие вещи».
На расширенном заседании коллегии Министерства обороны РФ президент Владимир Путин затронул тему использования новейших высокоточных видов вооружения в Сирии. «Наши действия там не продиктованы какими бы то ни было непонятными абстрактными геополитическими интересами, не продиктованы желанием потренироваться и испытать новые системы вооружения, что само по себе, конечно, тоже важно, – подчеркнул он. – Главное не в этом. Главное – предотвратить угрозу для самой Российской Федерации». Глава государства и Верховный главнокомандующий приказал Вооруженным Силам «действовать предельно жестко». «Любые цели, угрожающие российской группировке или нашей наземной инфраструктуре, подлежат немедленному уничтожению», – указал он.
Кстати, российская сторона предупредила Израиль и США, а в их лице и всех партнеров Вашингтона, о предстоящих ракетных ударах из акватории Средиземного моря. Это подтвердил представитель Пентагона. Еще 6 декабря в целях безопасности аэропорты Эрбиль и Сулеймания на севере Ирака были закрыты для приема и отправки самолетов.
13 декабря Б-237 прошла Дарданеллы и Босфор в сопровождении двух турецких катеров, один из которых принадлежал ВМС, а другой – Береговой охране этой страны. 14-го лодка уже была в Черном море, а во второй половине дня 15-го она ошвартовалась в Новороссийской военно-морской базе. Так, прорвавшись через пелену мифов, экипаж подводной лодки «Ростов-на-Дону» выполнил поставленную перед ним задачу. Честь и слава подводникам!
P.S. 25 декабря 2015 г. подводная лодка «Ростов-на-Дону» проекта 06363 под командованием капитана 2-го ранга Андрея Адамского прибыла в Севастополь. В главной базе Черноморского флота пройдет гарантийное обслуживание систем и механизмов на судоремонтном заводе.