Американская армия по-прежнему стремится сохранять технологическое превосходство над потенциальными противниками. С этой целью в США постоянно ищут пути кардинальной модернизации или разработки принципиально новых образцов боевой техники и оружия.
Это актуально и для сферы разработки бронемашин, предназначенных для транспортировки солдат к линии фронта. Специально для этих целей в США создали концепт бронеавтомобиля будущего, получивший название CAMEL расшифровывается как Concept for Advanced Military Explosion-Mitigation Land. С верблюдом (camel в переводе с англ. — верблюд) машину роднят, пожалуй, только немалые размеры, машина выглядит довольно массивной и высокой.
Новая концептуальная бронемашина предназначена в первую очередь для изучения того, на что стоит направить усилия при проектировании перспективных боевых машин и модернизации уже имеющихся образцов авто и бронетехники, для того чтобы лучше защитить солдат, которых данная техника перевозит в боевых условиях. Концепт этой военной машины с дополнительным поглощением энергии взрыва был представлен работниками Научно-исследовательского центра автобронетанкового управления (TARDEC). Он наглядно демонстрирует концепцию «пассажироцентрической платформы» OCP (Occupant Centric Platform), которая была разработана специалистами центра. 30-тонный бронетранспортер CAMEL, обладающий колесной формулой 8х8, предназначен для надежной и безопасной транспортировки 9 военнослужащих и двух членов экипажа.
Глядя на представленный концепт, сразу становится видно, что в контактный бой на нем не пойдешь. Участвовать в современных аналогах Прохоровки или сражения за Эль-Аламейн не для него, это не ниша бронеавтомобилей данного типа. Он должен эффективно решать задачу по транспортировке пехоты из пункта А в пункт Б без потерь и с ней эта машина справиться может, на это она и рассчитана. Основной акцент, о чем говорят и разработчики и заказчики — это обеспечение лучшей защиты десанта, в первую очередь от подрыва самодельных взрывных устройств (СВУ). Как утверждается, CAMEL построен по новой концепции: «не как погрузить солдат в машину, а как построить машину вокруг солдат».
В представленной американцами новинке нет никакой особой экзотики, к примеру мотор-колес, но используется электротрансмиссия. При движении по хорошим дорогам два средних моста могут подниматься, после чего бронемашина движется на четырех колесах. Помимо этого первый и четвертый мост сделаны поворотными, что положительным образом сказывается на маневренности не самого маленького «верблюда», отличающегося и большой высотой. Данная боевая машина, хотя и позиционируется скорее как MRAP (колесная бронемашина с усиленной противоминной защитой), а не специализированный БТР, однако внешне напоминает именно БТР, который был адаптирован к минному воздействию. Об этом говорит, в частности, существенная V-образность днища машины. Судя по опубликованным фотографиям, бронемашина оснащена сплошной броней, по всей видимости, с установленными накладными керамическими элементами. Также вся машина буквально увешана камерами. Наборы перископов, которые имеются на рабочих местах командира и механика-водителя, скорее страховочные средства на случай повреждения или отказа многочисленных элементов видеонаблюдения за местностью.
Автомобиль-демонстратор CAMEL строит вокруг солдат эргономичное окружение, в нем были использованы передовые на данный момент технологии в области повышения комфорта и эффективности наряду с увеличением уровня безопасности бойцов. Сообщается, что TARDEC не так давно провел проверку своей машины с реальными полностью экипированными военнослужащими на борту. Это было сделано, чтобы получить настоящие отзывы от солдат, которые будут использовать подобные бронеавтомобили в будущем. Демонстратор проходит различные испытания, в том числе и реальное огневое воздействие, чтобы точно оценить уровень его безопасности, комфорта и возможность сопротивления подрыву. Заместитель директора отдела Наземных систем живучести в TARDEC Стив Нотт отметил, что существует много бронемашин, в которых солдатам тесно находится в десантном отделении, есть машины, в которых в этих отсеках имеются выступы, которые могут стать причиной получения травм. К ним же могут привести и открыто расположенные в некоторых бронемашинах механизмы. В то же время наша новая разработка строится именно вокруг солдата и должна обеспечить новый уровень безопасности и комфорта.
Данная машина демонстратор создается для отработки технологий, которые в будущем помогут снизить потери десанта и экипажа по сравнению с подобными, но устаревшими платформами, сразу на 50%. Конечная цель — это обеспечение защиты экипажа от ранений и травм при любом их расположении внутри машины. При этом защита от взрыва являлась главным фактором при создании конструкции корпуса, кресел и общей эргономики. Именно СВУ были основной причиной американских потерь в Афганистане и Ираке. Способствовать увеличению эффекта рассеивания энергии от взрыва мины под днищем автомобиля должны будут — расстояние от источника взрыва (дорожный просвет) и форма корпуса. Используемый в CAMEL V-образный корпус с отражающим экраном будет направлять ударную волну в стороны, защищая внутреннее пространство бронеавтомобиля.
Помимо этого концепт оснащен индивидуальными сидениями, которые снабжены ремнями безопасности и специальными подставками для ног. Их роль заключается в изоляции пассажира от энергии взрыва, которая передастся на корпус бронемашины. Форма и углы наклона сидений разработаны таким образом, чтобы предотвратить возможные травмы позвоночника у бойцов, а потолок специально покрыт ударно-поглощающими материалами, которые должны сократить вероятность травмы головы. Защитная отделка есть также на бортах бронеавтомобиля, что должно способствовать меньшему травматизму при подрыве. Установленные камеры кругового обзора окружающей среды в состоянии захватить изображение и передать его на внутренние экраны бронемашины, для того чтобы обеспечить десанту и экипажу ситуационную осведомленность внутри машины, не подвергая их лишней опасности поражения вражеским огнем. Само боевое отделение может быть подвергнуто переконфигурации, для того чтобы создать достаточное пространство для размещения носилок и раненых членов отряда.
Полковник запаса Виктор Мураховский, член Общественного совета ВПК и один из ведущих экспертов в области бронетанковой техники, прокомментировал новости о CAMEL журналистам издания «Свободная пресса». По его словам, США сегодня нацелены в первую очередь на решение экспедиционных задач. Но если взглянуть на их программу «Future Combat Systems», то ни одна из боевых машин в рамках этой программы создана не была. В настоящее время в США заняты поисковыми исследования в области разработки бронемашины, которая в перспективе будет роботизированной и сможет заменить собой не только БТР Stryker, но и вообще стать основой американских экспедиционных сил. Эксперт не знает, насколько реализуем данный проект в условиях существующего финансирования американских сухопутных войск, но считает, что американские инженеры и конструкторы будут двигаться эволюционным путем.
«Я скорее поверю в то, что в области наземных боевых средств американцы будут развивать роботизированные системы, так как они уже доказали свою эффективность в решении многих прикладных задач во время кампаний в Афганистане и Ираке, в первую очередь в инженероно-саперных работах и разведке», — отметил эксперт. Он полагает, что в первую очередь США будут внедрять роботизированные системы в области боевого и тылового обеспечения и лишь потом, возможно, дойдут до боевых систем. По его словам, в настоящее время нет никаких физических основ для разработки чего-то прорывного, революционного. Не изобретено новых источников энергии, нет искусственного интеллекта, который мог бы самостоятельно, без участия человека, распознавать цели на местности в боевых условиях, нет новых средств метания боеприпасов. Так что концепт бронеавтомобиля CAMEL — это эволюционный путь развития техники, а не прорывная разработка, как пишут некоторые СМИ.