Появление нового российского основного танка Т-14 на базе унифицированной платформы «Армата» произвело настоящий фурор. Эта машина стала предметом массы обсуждений, в том числе в отечественных и зарубежных средствах массовой информации.

Не так давно благодаря немецкой прессе мы с удивлением – а сотрудники «Уралвагонзавода», по-видимому, с большим удивлением – узнали, что проект «Армата» основывается на неких немецких разработках тридцатилетней давности. Теперь список странных публикаций о танке Т-14 пополнился статьей китайского издания China’s Daily.

Китайское мнение

5 июня на сайте китайского издания появилась статья Tank maker seeks to increase exports on land armaments («Производитель танков стремится увеличить экспорт сухопутных вооружений»). Под этим заголовком, не привлекающим особого внимания, скрывалась любопытная статья о последних действиях и заявлениях китайской корпорации Norinco, занимающейся выпуском различных вооружений и военной техники, в том числе танков. Издание China’s Daily рассказало о новых проектах корпорации, а также о последних интересных заявлениях ее пресс-службы.

Корпорация Norinco намерена использовать для продвижения своей продукции самые новые и популярные технологии. Реклама вооружений и техники, производимых корпорацией, теперь должна появиться в популярном приложении для смартфонов WeChat. Это приложение предназначено для мгновенного обмена сообщениями и имеет аудиторию около 500 млн человек. С недавних пор многие предприятия китайской оборонной промышленности начали размещать рекламу в WeChat и тем самым продвигать свою продукцию на международном рынке.

armata-t-14

Помимо обычной рекламы в приложении размещаются различные статьи с полноценной информацией на какую-либо тему. Обычно в WeChat публикуются материалы, которые по различным причинам не могут быть выложены на официальном сайте корпорации. Одна из недавних публикаций корпорации Norinco в приложении WeChat была посвящена новейшим российским и китайским разработкам. Единственный производитель танков в Китае решил изучить ситуацию с новейшими проектами двух стран.

Авторы публикации напоминают, что западные страны достаточно давно свернули производство танков. Из-за этого новые бронемашины этого класса строятся только в России и в Китае. Таким образом, если какая-либо третья страна пожелает приобрести новый танк, то у нее не будет большого выбора. Ей придется выбирать между российским и китайским предложением.

В настоящее время российская промышленность имеет только один экспортный проект танка – Т-90С. Китай, в свою очередь, предлагает зарубежным клиентам сразу три бронемашины. Клиент может заказать сравнительно дешевые танки VT-2, машины «среднего класса» VT-1 или самые дорогие и совершенные VT-4. Таким образом, как отмечают представители Norinco, заказчик может получить технику, наиболее полно соответствующую его требованиям.

Китай в настоящее время является главным конкурентом России в области производства танков на экспорт. Основная конкурентная борьба ведется за заказы развивающихся стран, которые желают обновить свои бронетанковые войска. При этом рынок танков имеет крайне ограниченные размеры, а объемы новых заказов постоянно снижаются. Ссылаясь на московский Центр анализа мировой торговли оружием, авторы из Norinco утверждают, что в 2014-17 годах намечается значительное снижение спроса на танки в сравнении с предыдущим четырехлетним периодом. В результате следует ожидать, что конкурентная борьба на рынке обострится.

По мнению китайских специалистов, основной российский экспортный танк Т-90С, относящийся к третьему послевоенному поколению, вполне способен конкурировать с китайским VT-1. При этом, как полагают представители Norinco, новейшая российская разработка Т-90АМ не имеет существенных улучшений, которые могут давать преимущество перед китайскими танками. В результате, как говорится в статье китайской корпорации, видя преимущества танка VT-4, российский производитель будет вынужден предложить иностранным заказчикам новейшую машину Т-14.

Дебют нового российского танка Т-14 «Армата» состоялся 9 мая на Параде Победы. По данным российских СМИ, напоминают в Norinco, эта машина является первым танком четвертого поколения. Кроме того, по ряду характеристик она превосходит все существующие зарубежные разработки. После начала полноценной эксплуатации этот танк станет самой мощной боевой машиной в мире.

Танк VT-4 (MBT-3000)

Тем не менее, специалисты корпорации Norinco не склонны соглашаться с российскими утверждениями. Более того, они имеют диаметрально противоположное мнение. В статье корпорации, опубликованной в WeChat, утверждается, что Т-14 уступает китайскому VT-4 по ряду параметров. Китайские танкостроители увидели отставание в области автоматизации, мобильности и системе управления огнем. Кроме того, китайский танк имеет преимущество с точки зрения стоимости.

Напоминая об инциденте на репетиции парада на Красной площади, специалисты Norinco утверждают о наличии проблем с трансмиссией нового российского танка. Китайская машина VT-4, как утверждается, никогда не сталкивалась с такими проблемами. Кроме того, авторы статьи утверждают, что системы управления огнем китайского производства имеют характеристики на уровне мировых лидеров, а аналогичная российская аппаратура уступает им.

Кроме того, представители Norinco затронули тему стоимости боевых машин. По их данным, российский танк Т-14 по цене не должен серьезно отличаться от американского M1A2 Abrams. В таком случае китайские бронемашины имеют серьезные преимущества, поскольку отличаются высокими характеристиками и низкой ценой.

Создается впечатление, что статья компании Norinco в приложении WeChat является рекламой китайской бронетехники и попыткой принизить возможного конкурента. Вторая половина материала полностью подтверждает это. Дальнейшее описание VT-4 похоже на рекламу и вряд ли может считаться справедливой и непредвзятой оценкой возможностей этой машины.

По утверждению производителя, танк VT-4 имеет современную систему управления огнем, новейшую активную защиту, а также оснащается новой автоматической трансмиссией. Кроме того, в состав радиоэлектронного оборудования танка включена аппаратура для связи с другими машинами и командованием. Подобное оснащение позволяет танковому подразделению в режиме реального времени обмениваться информацией о состоянии поля боя и местоположении целей.

Главный конструктор танка VT-4 Фэн Ибай отмечает, что машина оснащается дизельным двигателем мощностью 1200 л.с. с электронной системой управления. Такая силовая установка обеспечивает танку максимальную скорость на уровне 68 км/ч. «Главным калибром» бронемашины является 125-мм гладкоствольное орудие. В боекомплект входят как бронебойные подкалиберные оперенные снаряды, так и осколочно-фугасные боеприпасы. Также предусматривается возможность стрельбы управляемыми ракетами с дальностью полета до 5 км.

Фэн Ибай отдельно отмечает характеристики защиты танка, разработанного под его руководством. Несмотря на высокий уровень защиты, боевая масса танка равняется 52 тоннам. Утверждается, что зарубежные машины с аналогичными характеристиками защиты весят порядка 60 т. Такая особенность в итоге повышает подвижность китайского танка в сравнении с зарубежными конкурентами.

Старший менеджер Norinco по исследованиям и разработкам Лю Сун полагает, что VT-4 может конкурировать со всеми современными зарубежными танками, в том числе американским M1A2 Abrams и немецким Leopard 2A6. В августе прошлого года во Внутренней Монголии состоялась демонстрация танка VT-4, на которой присутствовали представители 44 зарубежных стран. По словам Лю Суна, некоторые зарубежные чиновники проявили интерес к новой китайской разработке и выразили готовность начать переговоры о возможных закупках. Подробности этих событий и переговоров не оглашались. Тем не менее, от главного конструктора проекта стало известно, что танк VT-4 будет испытан пакистанскими военными.

Китайские специалисты склонны высоко оценивать экспортный потенциал танков VT-4. Так, военный эксперт Ши Ян, которого цитируют в Norinco, полагает, что новые китайские танки могут быть интересны множеству стран Ближнего Востока. Китайские машины VT-1 уже состоят на вооружении множества азиатских стран, включая Пакистан, Бангладеш и Мьянму, а Китай намерен увеличивать количество зарубежных заказчиков.

Кроме того, Китай занимается разработкой легкого танка нового поколения. Эта машина, по имеющимся данным, предназначается для работы в горных условиях. В частности, новый легкий танк получит гидропневматическую подвеску, предназначенную для работы в сложных условиях.

По данным Регистра ООН по обычным вооружениям, с 1992 по 2013 годы Китай продал зарубежным клиентам 461 танк. 296 машин было куплено Пакистаном. За тот же период российские предприятия передали заказчикам 1297 танков. США и Германия за 21 год продали 5511 и 2680 танков соответственно.

Российский ответ

Нетрудно заметить, что авторы китайской публикации не питают особого уважения к новой российской разработке. Более того, в своем желании сделать рекламу собственной продукции они, похоже, готовы на различные не совсем честные высказывания. Естественно, такой подход к продвижению своих разработок не мог не вызвать соответствующую реакцию с российской стороны.

9 июня интернет-издание «Вестник Мордовии», известное своим интересом к бронетехнике, опубликовало материал под громким названием «Одна российская “Армата” равноценна 10 китайским танкам MBT-3000». Автор этой статьи Лев Романов попытался разобрать китайские утверждения и ответить на них. Как видно из заголовка, российский журналист более чем не согласен с китайскими специалистами.

Свою статью Л. Романов начал с напоминания о зарубежных публикациях, появившихся вскоре после «премьеры» новейшего российского танка. Ранее американская пресса писала о неких заимствованиях у американских проектов, позже аналогичные публикации появились в и СМИ Германии. Однако китайская статья серьезно выделяется на фоне других зарубежных заявлений. Китай, имеющий большой опыт в копировании зарубежных разработок без соответствующего разрешения, дошел до утверждений, согласно которым VT-4, имеющий специфическое происхождение, превосходит Т-14.

Танк "Аль Халид" (MBT-2000)

Некоторые особенности проекта VT-4, также известного под обозначением MBT-3000. Этот танк является дальнейшим развитием танка «Аль Халид» (MBT-2000) совместной китайско-пакистанской разработки. Разработка базового проекта началась еще в 1988 году, а в 91-м первый прототип «Аль Халида» вышел на испытания. В дальнейшем появились несколько модификаций бронемашины, отличавшихся друг от друга типами использованных двигателей. В силу разных причин на развертывание серийного производства танков ушло около 10 лет.

После проведения Пакистаном испытаний ядерного оружия западные страны ввели санкции против этого государства. Среди прочего санкции привели к невозможности использования двигателей американского и европейского производства. В результате танки «Аль Халид» получили украинские двигатели типа 6ТД-2. Такие моторы сочли оптимальными по соотношению стоимости и характеристик.

Российское издание отмечает, что при создании танка «Аль Халид» самым широким образом использовались узлы и агрегаты, заимствованные у советских бронемашин. Так, танк Т-72М, доставшийся Китаю через связи с третьими странами, «поделился» некоторыми элементами ходовой части, 125-мм гладкоствольной пушкой и автоматом заряжания для нее.

Также «Вестник Мордовии» напомнил о сравнительных испытаниях российского и китайского танков. Несколько лет назад Саудовская Аравия решила проверить танки Т-90С и «Аль Халид». Российская бронемашина успешно преодолела всю дистанцию на танкодроме, а у MBT-2000 возникли многочисленные проблемы. По этим причинам китайский танк был снят с испытаний, а их победителем признали российский Т-90С.

Необходимо отметить, что в дальнейшем «Аль Халид» прошел модернизацию. В 2012 году была продемонстрирована обновленная версия этого танка под названием MBT-3000. Л. Романов отмечает, что в этой машине чувствовалось заметное влияние российского танка Т-90СМ. В ходе модернизации китайский танк получил новую динамическую защиту, а также обновленную силовую установку. Вместо украинского двигателя было решено использовать отечественный мотор мощностью 1200 л.с. Тем не менее, такая замена имела некоторые негативные особенности: ресурс китайских двигателей пока оставляет желать лучшего.

На рабочем месте механика-водителя появилось новое оборудование. Теперь вся необходимая информация выводилась на электронном дисплее, а управлять машиной предлагалось при помощи штурвала, пришедшего на смену традиционным рычагам. Тем не менее, как отмечали эксперты, конструкция новых органов управления оказалась непроработанной. В некоторых ситуациях штурвал не только мешал управлять танком, но и представлял опасность для водителя.

На опубликованных фотографиях боевого отделения танка MBT-3000 специалисты и интересующаяся общественность смогли увидеть некоторые любопытные особенности этой машины. Сначала внимание привлекли цветные дисплеи для вывода различной информации. Однако на тех же фотографиях было заметно, что, как минимум, некоторые детали новейшего китайского танка покрыты ржавчиной. Эта проблема заметно ударила по репутации MBT-3000.

Печально известное фото танка с ржавчиной

В результате получается, что бронемашину китайской разработки с рядом характерных – причем не самых хороших – особенностей пытаются сравнивать с новейшим российским танком Т-14. Тем временем неназванные эксперты, на которых ссылается журналист «Вестника Мордовии», полагают, что танк на базе платформы «Армата» имеет серьезнейшие преимущества перед китайскими машинами. По их подсчетам, один Т-14 на поле боя сможет уничтожить до роты танков MBT-3000. Этому способствуют новейшее орудие с рекордной скоростью подкалиберных снарядов и совершенная система управления огнем на основе отечественных комплектующих.

Кроме того, Л. Романов отмечает использование нового комплекса активной защиты, который значительно повышает живучесть танка. В результате машина Т-14 «Армата» оказывается защищенной от вооружения самых современных танков противника, превосходящих по своим характеристикам китайский MBT-3000.

Кто прав?

Согласно разным источникам, в настоящее время танк Т-14 на базе платформы «Армата» проходит испытания. Кроме того, ведется доводка различных систем и подготовка к серийному производству такой техники. В течение нескольких следующих лет первые серийные танки новой модели будут переданы вооруженным силам. В целом, текущий ход проекта может быть поводом для оптимизма. Тем не менее, присутствуют и не совсем приятные для общественности моменты.

На данный момент большая часть информации о проекте «Армата» пока скрыта под грифом секретности. Вряд ли большая часть сведений о танке Т-14 станет достоянием общественности в течение нескольких следующих лет. По этой причине пока придется полагаться только на имеющиеся отрывочные сведения, различные оценки и т.д. Все это пока не позволяет составить полноценное мнение о новейшем российском танке, а также серьезно затрудняет его сравнение с другой бронетехникой.

В результате можно полагать, что китайские специалисты поторопились со сравнением двух танков и, как следствие, пришли к неверному выводу. Тем не менее, такая версия не в полной мере соответствует действительности. Дело в том, что публикация корпорации Norinco больше похожа на рекламу, чем на попытку объективного сравнения. Различные нюансы этой статьи могут служить прекрасным подтверждением такого предположения.

Что касается публикации «Вестника Мордовии», то ее можно считать достойным ответом на претензии китайских специалистов, фактически основывающихся всего на одном инциденте с незапланированной остановкой танка Т-14. В статье от Norinco имеется только один факт, способный бросить тень на «Армату». Л. Романов, в свою очередь, привел сразу несколько примеров, говорящих о проблемах танка VT-4/MBT-3000. Такие особенности двух статей, может быть, выглядят неоднозначно, но прекрасно раскрывают тему похвалы своей техники и принижения зарубежной.

Как известно, реклама – двигатель торговли. Тем не менее, рекламный материал корпорации Norinco, не так давно опубликованный в WeChat, вряд ли можно признать достойным образцом контента, предназначенного для продвижения своей продукции. Этот факт, а также особенности техники разных стран позволяют предполагать, что в будущем ситуация на международном рынке танков почти не изменится. Вероятность увеличения доли Китая пока меньше, чем хотелось бы китайским предприятиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.