В ближайшее десятилетие прогнозируются рекордно большие расходы на строительство подводных лодок. Модель расходов на оборону различных стран мира постепенно меняется по мере того, как рынки продукции военного назначения (ПВН) развивающихся стран догоняют более продвинутые.
С одной стороны, динамика крупных рынков ПВН стран Запада и региона Северо-Восточной Азии (СВА) в последние годы существенно снизилась и ближайшее десятилетие будет характеризоваться низкими темпами роста. Как предполагают эксперты «Авасент аналитикс» (Avascent Analytics), рынки вооружений в обозримой перспективе останутся стабильными. С другой стороны, развивающиеся страны Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной (ЮВА) Азии на протяжении последнего времени существенно увеличивают оборонные расходы. Предполагается, что в ближайшее десятилетие эта тенденция станет достаточно впечатляющей. В частности, расходы на оборону участников Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) превысили объемы более зрелых рынков стран региона СВА и стали крупнейшим источником прибыли для западных производителей ВВТ (за исключением, разумеется, США и Западной Европы). Здесь необходимо отметить, что эксперты «Авасент аналитикс» используют данные только по тем странам, в которых западные оборонные компании могут вести дела и принимать участие в тендерах. Система GPS (Global Platforms and System), применяемая «Авасент аналитикс», содержит информацию по 50 государствам (не считая США), которые в сумме дают 95 процентов оборонного рынка, доступного западным поставщикам. Сведения по таким странам, как Россия, Китай, Иран, в анализ не включены.
Данная тенденция создает для западных оборонных компаний как новые возможности, так и проблемы. Производителям потребуется более глубокое понимание динамики функционирования рынков вооружений отдельных стран и регионов, а также запросов потребителей для того, чтобы остаться конкурентоспособными. Рынки ЮВА, Южной Азии и в определенной мере стран Персидского залива характеризуются постоянными попытками создания локальной оборонной промышленности, способной самостоятельно удовлетворять растущие потребности национальных вооруженных сил. Вместе с тем постоянный рост запросов в области высокотехнологичных ВВТ потребует тесного сотрудничества с зарубежными производителями. Это обеспечит западным компаниям значительные возможности для расширения деятельности, особенно в тех случаях, когда партнерство с местными оборонными предприятиями осуществляется на стратегическом уровне.
Западная Европа
Несмотря на предполагаемый длительный период стагнации в ассигнованиях на оборону, рынок вооружений Западной Европы останется самым крупным (не считая США) из доступных для оборонных производителей в обозримом будущем. Вместе с тем его рост будет одним из самых медленных. На протяжении последних пяти лет оборонные расходы государств региона в среднем сократились на 2,7 процента. Счета для инвестиционных операций в оборонной области пострадали еще больше – из-за мер по жесткой экономии бюджетных средств они с 2010 года сократились в среднем на 11,7 процента.
Эксперты Международного фонда полагают, что данная тенденция будет с трудом преодолеваться все последующее десятилетие на фоне негативных финансовых трендов. Средний ежегодный рост оборонных расходов в данных условиях в 2015–2024 годах составит 2 процента, а инвестиций в оборонную отрасль – 2,4 процента. Как ожидается, изменится структура затрат. На личный состав они снизятся с 39 до 37 процентов, а на техническое обслуживание и эксплуатацию ВВТ увеличатся с 28 до 29 процентов. Это отражает тенденцию увеличения оборонных расходов даже в условиях сокращения численности армий стран Западной Европы.
Северо-Восточная Азия
В странах Северо-Восточной Азии (СВА) в 2015–2024 годах, как полагают эксперты, тенденция будет во многом аналогична западноевропейской. Несмотря на резкое увеличение соответствующих расходов КНР, суммарный оборонный бюджет Японии, Республики Корея и Тайваня за последние пять лет сократился на 4,2 процента. Вместе с тем в обозначенный период среднее ежегодное увеличение военных затрат стран региона составит 3,4 процента, а инвестиций в ОПК – 3,6 процента. Во многом это связано с ростом напряженности в регионе. В структуре оборонных расходов существенных изменений не произойдет. Доля затрат на личный состав сократится с 42 до 40 процентов, а процент средств на техническое обслуживание и эксплуатацию техники останется практически неизменным.
В значительной мере текущее снижение оборонных расходов в регионе СВА вызвано реакцией Японии на экономические проблемы. Несмотря на заявления правительства этой страны, ожидается, что на протяжении грядущего десятилетия ее оборонные расходы будут повышаться лишь на 1,6 процента в год. Японский оборонный бюджет 2015-го неоднократно характеризовался как самый большой (в новейшей истории страны) – он составил 4,9 триллиона иен (около 48 млрд долл. США). В период 2005–2012 годов соответствующие расходы сокращались. Ранее пик был достигнут в 2005-м, когда на оборону ассигновали 4,83 триллиона иен (47,3 млрд долл.). В 2012 году на эти цели выделено 4,6 триллиона иен (44 млрд долл.). На фоне этих цифр рекорд 2015-го не выглядит столь впечатляющим. Более того, колебание курса иены по отношению к доллару США снизило покупательную способность японской валюты на международных рынках, что привело к сокращению возможностей по закупке ВВТ иностранного производства.
При пересчете с поправкой на изменение курса валют японский оборонный бюджет-2012 составил бы 58 миллиардов долларов США. В данном контексте стоит вспомнить, что оборонные расходы за тот год были признаны наименьшими начиная с 2003-го.
Напротив, оборонный бюджет Тайваня и Республики Корея на протяжении последних пяти лет постоянно увеличивался. Эта тенденция, как полагают эксперты, сохранится в 2015–2024 годах. Республика Корея продолжит занимать лидирующие позиции с ежегодным средним темпом роста оборонного бюджета 4,9 процента.
Страны Персидского залива
Одной из наиболее ярких современных тенденций является увеличение соответствующих затрат стран ССАГПЗ. На протяжении последних пяти лет они росли на 8,8 процента каждый год. В результате регион стал самым перспективным рынком вооружений (помимо Западной Европы и США), обогнав Северо-Восточную Азию. Однако, по мнению экспертов, военное развитие ССАГПЗ несколько замедлится и на протяжении следующего десятилетия среднегодовой рост соответствующих затрат составит всего лишь 1,1 процента. Ожидается, что по мере заказов и поставок новой техники доля расходов на ее эксплуатацию и обслуживание в совокупном оборонном бюджете будет увеличиваться с 27 процентов в 2014-м до 36 процентов в 2024-м. Предполагается, что ни снижение стоимости нефти, ни напряженность в регионе не окажут в ближнесрочной перспективе заметного влияния на эти процессы.
Юго-Восточная азия
Западные эксперты полагают, что рост оборонных расходов стран Юго-Восточной Азии в 2015–2024 годах окажется весьма значительным. В 2010-м ЮВА по данному показателю уступала Западной Европе, Северо-Восточной Азии, участникам ССАГПЗ и Южной Азии. Тем не менее к 2011 году по суммарным оборонным расходам регион обогнал Южную Азию. Предполагается, что среднегодовой рост трат на оборону стран ЮВА составит 5,7 процента в 2015–2024-м и приблизится к соответствующим показателям СВА, а инвестиции в оборонную отрасль могут достигать 5 процентов (наивысший показатель по рассматриваемым регионам). В структуре оборонного бюджета стран ЮВА преобладают расходы на личный состав, на эксплуатацию и обслуживание техники (около 70 процентов). Значительно меньшие средства ассигнуются на НИОКР, а также на закупки ВВТ. Данная тенденция, как ожидается, сохранится.
Южная Азия
Оборонные расходы стран Южной Азии на протяжении последнего пятилетия росли достаточно медленно, с темпами 1,2 процента в год. На данном фоне особо заметен пример Индии. В 2010 –2014-м среднегодовой рост оборонных расходов этой страны составлял 7,5 процента в национальной валюте. Однако с 2005 по 2014 год стоимость рупии по отношению к доллару США упала на 40 процентов. Как следствие покупательная способность индийской валюты существенно снизилась, что привело к замораживанию ряда программ по приобретению иностранных ВВТ. Данный фактор вкупе с бюрократизмом существенно осложняет процесс модернизации национальных вооруженных сил, что останется актуальным и в ближайшее время.
Много новых субмарин
Учитывая относительно стабильный курс других национальных валют стран Южной Азии, западные эксперты полагают, что среднегодовой рост оборонных расходов государств региона достигнет в 2015–2024-м показателя 5,2 процента. Рост инвестиций в оборонную отрасль в указанный период составит 4,8 процента (в последние пять лет – всего лишь 1,9 процента).
Структура оборонных бюджетов государств региона в указанный период изменится незначительно. Доля расходов на личный состав будет на уровне 29 процентов, в то время как процент затрат на эксплуатацию и обслуживание техники увеличится с 29 в 2014-м до 33 в 2024-м. Впрочем, в случае значительного колебания курсов валют данный прогноз потеряет свою актуальность.
Что делать продавцам?
На данный момент на международном рынке вооружений лидирующее место занимают американские производители. Однако конкуренция усиливается, особенно со стороны российского ОПК. Стараются не отставать западноевропейские, израильские и китайские производители.
Развитые рынки вооружений Западной Европы и Восточной Азии удовлетворяют свой спрос в основном за счет локальных компаний, которые получают большую часть инвестиций, направленных на оборону. Эти рынки по-прежнему будут продолжать играть основную роль и в грядущем десятилетии. Однако многие производители смогут достичь большего успеха на развивающихся рынках вооружений, где влияние локальных поставщиков гораздо меньше вследствие их более слабого технического развития. Таким образом, доля прибыли западноевропейских и американских компаний, получаемая с этих площадок, начнет постепенно повышаться.
Рынок участников ССАГПЗ станет одним из наиболее перспективных. Например, 95 процентов контрактов на поставку ВВТ в 2010–2014 годах передано зарубежным компаниям. Доля только американских производителей в указанный период составила 59 процентов. Предполагается, что такая зависимость региона от зарубежных поставщиков сохранится. Несмотря на предполагаемое развитие локальных производителей, они, как ожидается, не смогут создавать такую высокотехнологичную ПВН, как боевые самолеты, военно-морская техника, средства противоракетной обороны.
Юго-Восточная Азия также продолжает достаточно сильно зависеть от импортной ВВТ, доля которой в 2010–2014 годах составила 88 процентов от общей суммы контрактов. В указанный период на рынке доминировали США (43,5 процента) и Россия (13 процентов). Ожидается, что в ближайшем будущем по мере развития ОПК значимым поставщиком ВВТ в регион станет Республика Корея. В грядущее десятилетие могут достаточно быстро развиваться и индонезийские производители. Важным игроком на рынке останется КНР.
В Южной Азии на рынок вооружений продолжают влиять политические факторы. Как Пакистан, так и Афганистан останутся получателями американской помощи. Исламабад также намерен развивать военно-техническое сотрудничество с Пекином, который поставляет, в частности, истребители JF-17/FC-1 «Тандер» (Thunder) и дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ). Намерение Индии максимально локализовать производство ВВТ существенно сократит долю зарубежных поставщиков на рынке вооружений этой страны и всего региона. Вмести с тем Нью-Дели серьезно зависит от иностранных военных технологий. Поэтому заключение контрактов с иностранными производителями продолжится, но в этих соглашениях значительное внимание будет уделяться различным офсетным обязательствам и передаче технологий. Индия за последнее время расширила список поставщиков вооружений, включив в него не только российские, но и американские, и западноевропейские компании. Однако, как ожидается, местный бюрократизм будет оказывать негативное влияние на процесс заключения сделок.
Морские перспективы
По мнению экспертов «Авасент», ежегодный рост рынка подводных лодок составит в 2015–2024 годах 10,5 процента. В последнее пятилетие на этот вид ВМТ в рассматриваемых регионах израсходовано 24 миллиарда долларов. В 2015–2024 годах сумма предположительно составит 118,5 миллиарда долларов (в том числе 44 миллиарда долларов будет выделено в 2015–2019-м). Вне зависимости от бюджетных ограничений Западная Европа будет основной формирующей силой рынка подводных лодок. Ежегодные расходы региона на данный вид ВМТ удвоятся в 2015–2024 годах. Более того, многие западноевропейские страны при сокращении оборонных расходов отдадут предпочтение именно подводным лодкам. Как ожидается, Франция вложит средства в подлодки класса «Барракуда» (Barracuda), а Великобритания – в «Эстьют» (Astute) и замену ПЛ класса «Вэнгард» (Vanguard). Страны Северной Европы, объединившие усилия в области разработки ПЛ для достижения экономии времени и средств, также примут на вооружение новый класс субмарин.
Вторым по значимости рынком ПЛ станет ЮВА, затраты стран региона на подлодки будут расти с ежегодными темпами 13,7 процента. Основными программами окажутся закупка Индонезией ПЛ класса «Чанг Бого» (Chang Bogo) и приобретение Австралией ПЛ для замены субмарин класса «Коллинз» (Collins).
Страны ССАГПЗ также заинтересованы в приобретении подводных лодок.
Менее радужно эксперты оценивают рынок надводных кораблей. Среднегодовые темпы его роста в 2015–2024 годах определяются на уровне 7,4 процента. Как планируется, страны ССАГПЗ утроят свои расходы на надводный флот и связанное с ним оборудование. Западная Европа в грядущее десятилетие увеличит ежегодные затраты на надводные корабли на 8,7 процента.
Япония и Австралия недавно выполнили крупные программы по закупке ВМТ (эсминцев класса «Акизуки»/Akizuki и «Атаго»/Atago, а также «Хобарт»/Hobart и универсальных десантных кораблей класса «Канберра»/Canberra соответственно), что заметно снизит расходы этих стран на надводный флот в 2015–2024 годах.
Для региона ЮВА в указанный период надводные корабли останутся крайне актуальными по двум причинам: рост угрозы со стороны Китая и морское пиратство. В течение ближайших десяти лет Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Вьетнам приобретут большое количество фрегатов и корветов, а также патрульных кораблей. Предполагается, что расходы стран ЮВА на надводный флот превзойдут соответствующие показатели государств СВА к 2019 году.
Заоблачные планы
За последние пять лет крупнейшими рынками боевой авиационной техники (помимо Западной Европы и США) стали страны ССАГПЗ и ЮВА. В 2010–2014 годах основным покупателем авиатехники в регионе ССАГПЗ стала Саудовская Аравия, которая приобрела истребители «Тайфун» консорциума «Еврофайтер» (Eurofighter) и F-15SA компании «Боинг». Ожидается, что к 2018-му эта страна окончательно получит «Тайфуны» и F-15SA, а также проведет обширную программу модернизации последних. Как следствие затраты на закупку Саудовской Аравией авиатехники упадут, а на ее обслуживание увеличатся. Страны ЮВА продолжат увеличивать расходы на приобретение боевой авиации в грядущее десятилетие. Австралия и Сингапур, которые недавно приобрели истребители F/A-18E/F «Супер Хорнет» (Super Hornet) и F-15SG соответственно, в ближайшее время начнут эксплуатацию новейшего малозаметного истребителя пятого поколения F-35A «Лайтнинг-2» (Lightning II). Индонезия намерена начать производственную фазу собственной программы нового истребителя KF-X в 2018 году. Предполагается, что по объему рынка боевой авиации ЮВА превзойдет ССГАПЗ к началу 2020-х.
Однако самым емким, по мнению экспертов, рынком боевой авиации к концу грядущего десятилетия станет Южная Азия, которая обойдет как регион ЮВА, так и ССАГПЗ и (вероятно) Западную Европу. Основной движущей силой будет Индия, которая в настоящее время помимо лицензионной сборки Су-30МКИ ведет речь о закупке французских «Рафалей» (Rafale) и выполняет совместную с Россией программу по созданию истребителя пятого поколения FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). Нью-Дели также намерен расширить парк самолетов военно-транспортной авиации и обновить вертолетную технику.
Эксперты «Авасент» полагают, что в ближайшее десятилетие будет достаточно активно развиваться рынок БЛА. В настоящее время здесь лидируют американские и израильские компании. Доля европейских производителей сократилась с 66 процентов в 2010-м до 39 процентов в 2014-м. Государства Южной Азии, напротив, за то же время нарастили свое присутствие с 9,5 до 21 процента.
Предполагается, что объемы расходов на вертолетную технику достигнут своего пика в 2016 году, после чего начнут неуклонно снижаться до середины 2020-х. Основной движущей силой этого рынка станут многоцелевые машины, закупки которых, как ожидается, будут стабильны на протяжении всего указанного периода. В данном случае наиболее примечателен пример Индии, которая намерена приобрести по программе LUH (Light Utility Helicopter) 197 российских Ка-226Т, часть которых поставит Россия, а остальные Индия самостоятельно соберет по лицензии.
Танки на рынке
Эксперты «Авасент» считают, что в мировых масштабах рынок бронетанковой техники в грядущее десятилетие не изменится. Наиболее крупными заказчиками станут Западная Европа и Северо-Восточная Азия, где преобладают местные производители. Европейские страны в настоящее время осуществляют крупные программы по приобретению новых боевых бронированных машин (ББМ). Великобритания закупает ББМ «Скаут-SV» (Scout-SV), Франция – колесные БМП VBCI (Vйhicule Blindй de Combat d’Infanterie), а Германия – колесные бронетранспортеры «Боксер» (Boxer) и гусеничные БМП «Пума» (Puma). Эти боевые машины и составят основу западноевропейского рынка. На рынке региона СВА одним из лидирующих игроков в области бронетехники станет Республика Корея. В 2015–2024 годах эта страна намерена ежегодно выделять около 1,5 миллиарда долларов на закупку новых основных боевых танков (ОБТ) K2 «Блэк пэнтер» (Black Panther) и БМП K21.
В других регионах постепенно осваивают самостоятельное производство боевых машин. Наиболее ярким примером являются ОАЭ, представившие на международной выставке вооружений IDEX 2015 колесную ББМ собственной разработки «Энигма» (Enigma). Свои проекты в данном направлении ведут Индонезия и Сингапур. Как подчеркивают аналитики, развитие национальных производителей усложняет деятельность американских и западноевропейских оборонных компаний как в Азии, так и в регионе Персидского залива.