12 января 2007 года КНР провела успешное испытание противоспутникового оружия. Баллистической ракетой КТ-1 был уничтожен устаревший метеорологический спутник «Фэньюнь-1С». В результате Китай стал третьей страной мира наряду с Россией и США, способной вести боевые действия в космосе.
Серьезные намерения Китая
Ракета была запущена в 6 час. 28 мин. по местному времени. В качестве цели для нее был выбран выработавший ресурс метеоспутник, находившийся на высоте 864 км. Ракета была оснащена кинетической боеголовкой, то есть не имела взрывчатого вещества. Она уничтожила спутник, находившийся в тот момент над провинцией Сычуань, за счет прямого попадания.
Китайские инженеры и ученые праздновали победу, в то время как на Западе, прежде всего в США, сильно нервничали. «Мы считаем, что разработка Китаем и испытание такого оружия противоречат духу сотрудничества, к которому стремятся обе страны в области мирного космоса», — заявил советник президента США по национальной безопасности Гордон Джонроу.
У такого рода недовольства две причины. Во-первых, обломки разрушенного спутника могут представлять опасность для находящихся на орбите других космических аппаратов. Такого рода испытания СССР и США, действительно, прекратили в 80-е годы.
Во-вторых, на этой орбите у США находится целое семейство военных спутников, предназначенных для наведения на цель высокоточного ракетного оружия. И теперь Китай овладел средствами, которые способны в случае необходимости их уничтожать.
Надо сказать, что в качестве вероломной стороны, попирающей международные нормы, выступил не Китай, а как раз США. В 2006 году Вашингтон принял новую космическую стратегию, согласно которой США оставляли за собой право «свободы действия в космосе». В стратегии отмечается, что США будут защищать это право, даже отказывая в доступе к космическому пространству своим противникам, в том случае, если их действия будут угрожать национальным интересам США.
И это было не голословное заявление. В октябре 2006 года США возобновили проведение НИР с целью создания противоспутникового оружия нового поколения. Предположительно его действие основано на применении лазеров и направленных электромагнитных импульсов.
Термоядом по уличным фонарям
Первыми включились в противоспутниковую гонку американцы. В июне 1959 года они произвели попытку уничтожения выработавшего ресурс спутника Explorer-4. Для этой цели была использована экспериментальная баллистическая ракета Bold Orion с дальностью 1700 км, запущенная с бомбардировщика В-47. Однако из-за большой погрешности наведения на цель ракета отклонилась от на 6 км. Работы по этому проекту продолжались еще два года, а затем были свернуты.
Взамен им был развернут совершенно беспрецедентный проект Starfish Prime. 9 июля 1962 года на высоте 400 км была взорвана термоядерная боеголовка ракеты «Тор» мощностью 1,4 мегатонны. В результате этого эксперимента в городе Оаху на Гавайях перегорели почти все уличные фонари. Зарево от вспышки можно было наблюдать даже в Новой Зеландии — а это 7000 км от эпицентра взрыва. На длительный период образовался значительный радиационный пояс, из-за чего два года пришлось корректировать параметры пилотируемых полетов кораблей «Восход».
Что же касается достижения основной цели эксперимента, то она была с лихвой «перевыполнена». Из строя были выведены семь спутников, как американских, так и советских. Что на тот момент составляло третью часть всех космических аппаратов, находившихся на низкой орбите. В результате было решено, что столь неизбирательное средство борьбы способно нанести существенный ущерб самим Штатам.
Но американская техническая мысль не затормозилась. Друг за другом шли различные проекты, основанные на поражении спутников ракетами различного типа с воздушным запуском. Однако не один из них не был реализован в виде конкретной технической системы, поставленный на вооружение армии. Также были проведены ОКР по созданию морских противоспутниковых ракет для их базирования, как на крейсерах ВМС США, так и на атомных подводных лодках. Но и их результаты не удовлетворили заказчиков.
Советские фантазии
Советский Союз действовал более деликатно. Первым проектом, который привел к экспериментальной отработке идеи, стал запуск одноступенчатых ракет с самолета с высоты 20000 метров. Заряд ракеты составлял 50 килограммов тротила. Гарантированное уничтожение космической цели могло быть достигнуто при отклонении ракеты не более чем на 30 метров. Добиться такой точности конструкторы не смогли даже при обстреливании самолетов-мишеней, находившихся на достаточном удалении. Поэтому в 1963 году программу свернули, так и не приступив к испытаниям ракет на конкретных космических целях.
В момент перехода пилотируемых полетов с корабля «Восток» на «Союз» Сергей Павлович Королев приступил к разработке космического перехватчика «Союз-П». Предполагалось, что, находясь на орбите, космонавты смогут инспектировать неприятельские спутники. И в необходимых случаях либо выводить их из строя механическим путем, либо перемещать в контейнер корабля. Но и от этого проекта отказались. Он был не только крайне сложным и дорогим, но и очень опасным. Тогда практически все советские спутники снабжались аварийной системой подрыва, с помощью которой можно было уничтожить любой свой спутник, чтобы он не попал в руки противника. Адекватных действий советские военные ожидали и от потенциального противника. Поэтому резонно заключили, что при таком варианте космонавты могли бы стать жертвами мин-ловушек.
Как вариант этого направления рассматривалось оснащение «Союза» 8-ю небольшими ракетами, которые запускают космонавты с безопасного расстояния в 1 километр. Предлагалась и автоматическая станция перехвата с такими же ракетами.
Отечественная инженерная мысль в 60-е годы буквально фонтанировала, пытаясь отыскать гарантированный способ борьбы со спутниками неприятеля. Но при этом некоторые из них, эффективные и «прекрасные во всех отношениях», советская экономика была не способна потянуть. Например, размещение в космосе целой «армии» спутников-истребителей, которые вращались бы на своих орбитах неопределенно долго и приводились бы в действие в момент начала военных действий.
Против лома нет приема
Остановились на самом дешевом и достаточно эффективном варианте. Он предполагал адресный запуск в космос спутника-истребителя, нацеленного на объект, подлежащий уничтожению. Уничтожение должно было производиться путем подрыва перехватчика и поражения объекта осколками.
Программа получила название «Истребитель спутников», а сам перехватчик был назван «Полетом». Работы по его созданию проводились в ОКБ-51 В.Н.Челомея.
Истребитель представлял собой сферический аппарат массой 1,5 тонны. Он состоял из двигательного отсека и отсека с 300 килограммами взрывчатого вещества. Двигательный отсек имел орбитальный двигатель многократного включения. Его суммарное время работы составляло приблизительно 300 секунд. За это время перехватчик, маневрируя, подходил к объекту на расстояние, необходимое для его уничтожения. Было установлено, что это расстояние не должно быть больше 1 километра. Обшивка «Полета» была изготовлена таким образом, что при подрыве она распадалась на большое количество фрагментов, разлетающихся с большой скоростью.
Первая же попытка космического перехвата оказалась успешной. 1 ноября 1968 года спутник-перехватчик «Космос-249» уничтожил выведенный на орбиту накануне «Космос-248». С этого момента практически все испытания, а их было более двух десятков, проходили успешно. При этом, начиная с 1976 года, чтобы не множить в космосе количество осколков от взорванных аппаратов, испытания завершались контактом мишени и истребителя и сводом их с орбиты бортовыми двигателями.
Система получилась простой, практически безотказной и дешевой. И в середине 70-х годов она была принята на вооружение в космические войска.
Новый виток
В настоящий момент у США имеется две системы, которые условно можно отнести к противоспутниковым. Это морская «Иджис», вооруженная ракетами SM-3. Ракета зенитная с кинетической боеголовкой. Она предназначена для уничтожения МБР, перемещающихся по суборбитальной траектории. Соответственно, «достреливать» в высоту она способна лишь до 250-километровой орбиты. 21 февраля 2008 года SM-3, выпущенная с ракетного крейсера Lake Erie уничтожила американский спутник-разведчик, потерявший управление. Таким образом, к китайскому мусору на орбите приплюсовался и американский.
Примерно то же самое можно сказать и о наземном комплексе GBMD, который укомплектован ракетами с кинетическими боеголовками. Обе эти системы относятся к средствам ПРО, но при этом обладают еще и урезанной противоспутниковой функцией. Морская система была принята на вооружение в конце 80-х годов, наземная – в 2005 году.
Существуют небезосновательные предположения о том, что в США ведутся секретные разработки нового поколения противоспутникового оружия, основанного на физических эффектах – лазерных и электромагнитных.
Это следует из стратегии США по разворачиванию нового витка гонки вооружений. И началось это не только что, когда испортились отношения между двумя державами. Это было запланировано еще в прошлом десятилетии, когда Обама заявил о возвращении к программе освоения космоса в военных целях. При этом предложенную Россией ооновскую резолюцию о «мирном космосе» США отказались подписывать.
Вполне понятно, что в такой ситуации Россия не может благодушествовать. В России также ведутся засекреченные исследования. Можно предположить, что продолжена прерванная в конце 80-х программа создания лазерных перехватчиков. Проводятся и испытания, тоже секретные. Так, например, в декабре прошлого года США обнаружили на орбите неопознанный объект, который сначала приняли за мусор, а потом разглядели, что он движется по заданному вектору. По версии знатоков, речь идет об испытании миниатюрного спутника с новым типом двигателя. Западные СМИ окрестили «малыша» «убийцей спутников».
О том, что наша оборонка далее не намерена сидеть сложа руки, в одном из интервью заявил заместитель командующего войсками космического командования войск ВКО России генерал-майор Анатолий Нестечук. «В России к 2018 году будет создана единая космическая система из десяти спутников, — сказал он, — первый из которых планируется запустить в 2015 году. До 2020 года запланировано укомплектовать орбитальную группировку всеми новыми типами космических аппаратов». Несомненно, в группировке будут присутствовать и истребители спутников.