Российский флот получил на вооружение модернизированную атомную подлодку «Подмосковье», предназначенную для эвакуации экипажей аварийных ПЛ, находящихся на большой глубине, сообщают Известия.
АПЛ «Подмосковье» (первоначальный проект 667БДРМ) была переоборудована по проекту 09787 в носитель глубоководного аппарата АС-40 «Бестер». Аппарат крепится к специальной надстройке, установленной на субмарине.
Работы по модернизации подлодки были завершены в конце 2016 года в Центре судоремонта «Звездочка».
Корпус «Бестера» выполнен из титанового сплава. Подводное водоизмещение аппарата – 50 тонн, рабочая глубина – 720 м, максимальная – 790 м. Скорость погружения на рабочую глубину – 0,5 узла. Мощности аккумуляторных батарей (расположены снаружи) хватает на 4-5 погружений. Экипаж – 6 человек, при этом трое находятся в батискафе, остальные обеспечивают погружение аппарата с борта «Подмосковья».
Аппарат оборудован телекамерами и системой стыковки с аварийной подлодкой. За один раз он может принять на борт 22 человека.
По словам ветерана-подводника Владимира Ашика, если эксперимент по транспортировке батискафа будет признан успешным, то специальными надстройками могут снабдить и другие субмарины.
В СССР для эвакуации экипажей были созданы спасательные ПЛ проекта 940 «Ленок». В общей сложности было построено два таких аппарата: один – для Северного флота, другой – для ТОФ. Их водолазные комплексы работали на глубине до 300 м. Они были способны даже поднимать и буксировать аварийные лодки. Спасать людей им довелось лишь однажды, в октябре 1981 года. Тогда подлодка С-178 затонула после столкновения с траулером.