Императорским этот документ назван неслучайно: подписывала Устав государыня Екатерина II – когда 255 лет назад впервые в армейском «штатном расписании» решено было ввести должность военного воспитателя. На эту работу было принято назначать поручиков и подпоручиков, но нередко приглашали даже ученых, профессоров. Ибо с государственной точки зрения дело воспитания «благородных юношей» считалось категорически важным.
Воспитательный процесс был не одинаков для разных возрастных групп: порядку и разумению будущих сынов Отечества начинали приучать с пяти лет, а по завершению трехлетнего периода прибавляли «полезной нагрузки» в виде соответствующих годам знаний и навыков. Причем, полезные уроки касались как военного дела, так и гражданских наук.
В Уставе предполагалось строгое отношение воспитателей к своим обязанностям. Государевым повелением приказано было не отлучаться от своих подопечных «ни на малое время», делить с ними пищу за одним столом, а также разделять ответственность за «неуставное» поведение. Наставник должен был являть собой пример добродетельных помышлений и придерживаться представлений о чести, подобающей воину и гражданину великой державы, всячески содействуя при этом «успеху во благо Отечества». Выражаясь современным языком – воспитывать патриотов своей Родины.
Традиции, заложенные при императрице Екатерине, хранились и передавались через поколения. Они были частью обязательных стандартов в процессе подготовки офицерского корпуса, а впоследствии стали частью профессионального педагогического инструментария для всех российских военных институтов. Лучшие примеры наработанной практики перенимали от суворовского и нахимовского училищ.
В современной армейской структуре для тех, кто занят работой с личным составом по воспитательной линии, предусмотрено свое особое место. Это отражено и в официальном календаре: приказом Минобороны РФ № 25 от 30 мая 2007 года ежегодно отмечается День специалиста органов воспитательной работы Вооруженных сил России.
Одна из непосредственных задач – грамотно организовать процесс адаптации призывников. Для новоприбывших солдат-«срочников» созданы пункты психологической поддержки. Своя специфика и своя методика работы с курсантами учебных заведений и центров имеется у преподавательского корпуса. Традиционно часть образовательных и воспитательных функций приняли на себя также военно-исторические музеи.
Немаловажное значение в воспитательной работе придают военным священнослужителям. Считается, что их деятельность гармонично дополняет функционал, предусмотренный современным воинским уставом. Многие из нынешних священников в свое время сами приобретали ценный жизненный и профессиональный опыт в «горячих точках» и в зонах конфликтов, а теперь вносят свой достойный вклад в формирование целостной личности призывника.
Отдельное место в работе с личным составом занимают встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, людьми, пережившими блокаду Ленинграда. Будущим защитникам Отечества прививают понятия о воинском долге, о том, что защита Родины является как исторической традицией, так и огромной ценностью для каждого гражданина.