До украинского кризиса уральскому городу Верхняя Салда пророчили глобальное лидерство по обработке титановых изделий для самолетостроения и космической промышленности. Речь идет о гигантской инновационной площадке.
К 2031 году планируется инвестировать в этот научно-технологический кластер 64,5 млрд. рублей. Теперь этот проект испытывает серьезные трудности. Об этом 21 сентября 2015 года сообщил портал «УралИнформБюро», ссылаясь на слова менеджера по развитию бизнеса Сергея Леднова.
Бизнес против политики
С полноценным вводом в строй комплекса в Верхней Салде Россия могла бы производить титановые фюзеляжные детали размером до 7 метров в длину, тем самым в два раза увеличить свою долю на мировом рынке титановых изделий. Для авиастроительных заводов, в том числе зарубежных, такая кооперация была бы крайне выгодной. Резко снизилась бы стоимость самолетов, заодно и корпорация ВСМПО-АВИСМА увеличила бы добавленную стоимость в своей продукции.
По словам Сергея Леднова, ситуация осложнилась по политическим причинам. Прежде всего, сворачивает дальнейшее сотрудничество по развитию «Титановой долины» Boeing. Заморожено на неопределенное время и участие в проекте корпорации Mitsubishi Heavy Industries. В тоже время острая необходимость в титановых изделиях заставляет западный бизнес сквозь пальцы смотреть на окрики своих правительств.
25 августа 2015 года та же компания Boeing и ВСМПО-АВИСМА достигли соглашения на поставку титановых штамповок для композитного крыла лайнера 777X, производство которого начнётся в 2017 году. Напомним, что вышеуказанные компании уже имеют совместный завод UBM в городе Верхняя Салда, на котором производятся титановые изделия для самолетов Boeing 787−8 и 787−9 Dreamliner. Кроме этого, ВСМПО-АВИСМА участвует в новых программах Airbus, включая лайнеры А320neo, А350 XWB, и в разработке принтера 3D печати с использованием титанового порошка. В рамках этого сотрудничества российский титан используется для производства стоек шасси и элементов пилонов для двигателей и крыльев всех самолетов европейского авиастроительного консорциума. Этим летом было подписано три новых договора с компанией Rolls-Royce на период с 2016-го по 2025-й годы. Заключен крупный контракт на поставку титана Китайской Авиационной Промышленной Корпорации AVIC Aircraft Company Ltd, Xi’an Branch.
Америка на титановом поводке
Титан имеет ключевое значение для безопасности США. И хотя в заокеанских СМИ особо не позиционируется, что наш «космический металл» активно используется в производстве новейших американских лайнеров, по выражению главы Carmot Strategic Group Даниэля Макгроэрти, «русские держат США на титановом поводке». В частности, статистика корпораций Boeing и United Technology свидетельствует, что импортозависимость США по металлическому титану достигает 79%. По их данным, если Россия, точнее компания ВСМПО-АВИСТМА, находящая под госконтролем и являющая единственным в мире производством полного цикла, применит контрсанкции, то, собственно, купить этот металл будет негде.
В 1998 году Государственный стратегический военный резерв США имел 34 800 метрических тонн титана, в 2005 году не осталось ни грамма.
Несмотря на регулярные публикации, что в среднесрочной перспективе будет разработан композитный аналог титана, в реальности это может произойти не раньше 2030 года. Во всяком случае, такой осторожный прогноз был сделан в корпорации Boeing. Иными словами, в Америке потребность в уникальном металле значительно выше, чем объемы её собственного производства. Соответственно, будет расти и зависимость компаний США от российского титана, считает Даниэль Макгроэрти.