Судьба проекта новейшей российской космической ракеты «Союз-5», разрабатываемой на замену действующим версиям «Союзов», может решиться уже во второй половине 2016 года.
Проект перспективной ракеты «Союз-5», которая будет летать на горючем сжиженном природном газе, создают на смену ныне эксплуатируемым и хорошо зарекомендовавшим себя ракетам семейства «Союз». В частности, она примет на себя задачи по доставке в космос полезной нагрузки, которую сегодня запускают на «Союзах-2.1а» и «Союзах-2.1б». Разрабатывают новую ракету инженеры самарского ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс».
Как сообщил «Газете.Ru» гендиректор «Прогресса» Александр Кирилин, в настоящий момент по проекту «Союз-5» разрабатывается инженерная записка, а уже во второй половине года он будет рассмотрен комиссией.
«Во второй половине 2016 года запланировано проведение расширенного научно-технического совещания по рассмотрению данного проекта с участием широкого круга специалистов ракетно-космической промышленности. В дальнейшем планируется заключение контракта с государственным заказчиком», — сказал Кирилин.
Как ранее сообщалось, «Роскосмос» запланировал работы по созданию ракеты-носителя среднего класса нового поколения, проект получил название «Феникс». Самарский РКЦ планирует предложить «Союз-5» в рамках тендера по «Фениксу».
Вероятно, в тендере будет участвовать и средняя версия ракеты семейства «Ангара», предложенная в проекте Центром Хруничева «Ангара-А3». По мнению действительного члена Российской академии космонавтики имени Циолковского Александра Железнякова, логично было бы включить «Союз-5» в проект «Феникс», так как РКЦ «Прогресс» традиционно создавал ракеты среднего класса и имеет большой опыт: «Лучше, если средние ракеты будет делать тот, кто уже на этом руку набил, то есть РКЦ «Прогресс». Полезнее в проекте «Феникс» было бы использовать предложение самарцев, потому что переводить все наши пуски на ракеты семейства «Ангара» хотя и заманчиво, но опасно. Всегда лучше иметь в запасе альтернативный вариант для вывода на орбиты, нежели ориентироваться на носители одного класса», — сказал он «Газете.Ru», отметив, что решение все равно будет приниматься исходя из экономической выгоды.
Стоимость производства «пятерки» будет меньше, чем у нынешних «Союзов-2», так как количество деталей и элементов сборки у нее будет вдвое меньше.
Новый «Союз» проектируют по тандемной схеме, у него будет две ступени. Стартовая масса ракеты около 270 тонн. «Пятерка» сможет выводить на низкую круговую орбиту (200 км) груз массой 9 тонн, что превышает возможности действующего «Союза-2.1б». В принципе, ракета сможет доставлять космические аппараты на орбиты различных высот и наклонений, включая солнечно-синхронную, геопереходную и геостационарную.
Интерес представляет то, что новая ракета будет экологически чистой.
Двигатели для нее предстоит создать совершенно новые — они должны работать на сниженном природном газе и жидком кислороде, то есть самом чистом топливе, которое существует, кроме водородного.
По словам Кирилина, на сегодняшний день решение о том, кто будет изготавливать двигатель для «Союза-5», еще не принято, но предложения уже поступили.
«В настоящее время рассматриваются различные проекты двигателя на сжиженном природном газе разработки воронежского Конструкторского бюро химавтоматики и «Энергомаша», — сказал он «Газете.Ru».
Ранее сообщалось, что первый летный образец «Союза-5» может быть создан в 2021–2022 годах. В эскизном проекте разработчики рассматривали несколько вариантов стартовых комплексов для «пятерки». В частности, возможно как создание совершенно новых стартовых столов специально под «Союз-5», так и доработка стартов ракет «Союз-2», уже имеющихся на космодромах Байконур, Плесецк и в гвианском космическом центре «Куру». Безусловно, рассматриваются и варианты запуска новой ракеты с космодрома Восточный.
РКЦ «Прогресс» предлагает свою инициативную разработку как «Роскосмосу», так и Минобороны. В частности, летом 2015 года глава РКЦ рассказал о «Союзе-5» заместителю министра обороны Российской Федерации по вооружению Юрию Борисову. Борисов, в свою очередь, попросил предоставить материалы эскизно-технического проекта на рассмотрение. «Мы оценим возможность по критерию «цена-качество» использования этого носителя в интересах космической группировки Минобороны», — сказал тогда замглавы военного ведомства.