В настоящее время ведущие страны мира активно занимаются созданием истребителей, относящихся к т.н. пятому поколению. США активно эксплуатируют самолет F-22 и ведут подготовку к полноценному использованию новых F-35. Россия продолжает испытывать прототипы истребителя Т-50. Китай одновременно реализует два проекта новых истребителей. Свои намерения присоединиться к «клубу» обладателей истребителей пятого поколения выражают некоторые другие страны, в том числе Индия, Япония и т.д.
Истребители пятого поколения по своему количеству в войсках все еще не могут соперничать с техникой относительно старых моделей. Тем не менее, работы по созданию и строительству новой техники продолжаются и приводят к определенным результатам. Более того, авиаконструкторы нескольких стран уже начинают подумывать о разработке истребителей следующего, шестого поколения. В последние дни появился ряд новостей о перспективных проектах и планах на будущее. Уже сейчас предпринимаются некоторые попытки приблизить момент появления истребителей шестого поколения.
В конце января стали известны некоторые подробности планов Пентагона, касающихся развития тактической боевой авиации. Сейчас американские военные работают над проектом бюджета на следующий финансовый год, в который планируется включить ряд любопытных статей. Так, в 2016 финансовом году предполагается начать финансирование программы создания истребителя шестого поколения. Со следующего года военное ведомство США начнет оплачивать первые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по новой тематике.
Конкретные объемы финансирования пока не назывались. Стоимость первых этапов программы будет определена позже. Кроме того, в ближайшем будущем ее должны согласовать с Конгрессом. При этом оглашены некоторые особенности проекта, касающиеся подхода к его разработке и других организационных вопросов. Главной целью нового проекта станет обеспечение превосходства ВВС США в условиях появления и широкого распространения зарубежных истребителей пятого поколения. Как и в случае с проектом F-35, работы будут вестись с финансовым и иным участием зарубежных стран, которые в дальнейшем смогут приобрести новые самолеты.
Требования к перспективному американскому истребителю шестого поколения остаются неизвестными. Среди специалистов и любителей авиационной техники имеются определенные соображения относительно облика подобной техники, однако Пентагон пока не утверждал требования, в соответствии с которыми будет разрабатываться новый проект. Техническое задание на новый проект будет формироваться на ранних стадиях проекта, который стартует лишь в 2016 финансовом году. Таким образом, до определенного времени будет известен лишь сам факт существования программы и ее общие цели. Иные подробности должны быть опубликованы в течение нескольких следующих лет.
В начале февраля стало известно, что планы относительно создания истребителя шестого поколения есть и у России. Более того, уже ведутся некоторые работы в этом направлении. По понятным причинам, новые самолеты появятся лишь в отдаленном будущем, но первые шаги делаются уже сейчас. В настоящее время российские специалисты занимаются перспективным радиоэлектронным оборудованием для самолетов будущего.
Заместитель генерального директора Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев несколько дней назад рассказал, что сейчас организация работает над бортовой аппаратурой для самолета Т-50, а также занимается проработкой систем для перспективного истребителя шестого поколения.
Отечественные специалисты рассматривают два варианта перспективного истребителя. Один из них должен быть оснащен кабиной пилота, а второй предлагается делать беспилотным. Михеев отметил, что пока не планируется отказываться от человека как пилота, присутствующего в кабине самолета. Тем не менее, окончательное техническое задание, по которому будет разрабатываться полноценный проект, должно формироваться министерством обороны.
Сейчас известно только о двух гипотетических проектах истребителя шестого поколения, которые в будущем будут разработаны Соединенными Штатами и Россией. Другие страны пока заинтересованы только пятым поколением истребителей, из-за чего в обозримом будущем не намерены заниматься дальнейшим развитием авиационной техники. Примечательно, что и мировые лидеры отрасли пока только составляют планы, касающиеся истребителей отдаленного будущего.
На данный момент только один истребитель, официально относимый к пятому поколению, дошел до полноценной эксплуатации в войсках. С 2001 по 2011 годы в США серийно строился самолет Lockheed Martin F-22 Raptor, в настоящее время состоящий на вооружении американских ВВС. Другие проекты Соединенных Штатов или других стран пока находятся на иных стадиях. Так, российский самолет Т-50 проходит испытания, а американский Lockheed Martin F-35 Lightning II строится серийно и должен достичь начальной оперативной готовности в ближайшие годы. Несмотря на подобное состояние разработок пятого поколения, уже рассматривается возможность создания шестого.
Специфической особенностью шестого поколения истребителей на данный момент является отсутствие общепринятого списка требований к такой технике. К примеру, требования к пятому поколению включают современное радиоэлектронное оборудование, в том числе РЛС с активной фазированной антенной решеткой, высокие летные характеристики, такие как возможность крейсерского полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа и сверхманевренность, а также размещение оружия во внутренних отсеках планера.
Общепринятых требований к истребителю шестого поколения пока не существует. В многочисленных обсуждениях появляются различные предложения, но по причине отсутствия реальных проектов все они так и остаются на уровне разговоров. Вероятно, от истребителей шестого поколения будут требовать дальнейшее уменьшение заметности для противника, повышение летных данных и т.д. Нередко упоминается возможность создания как пилотируемой, так и беспилотной техники.
Некоторые организации, например компания Boeing, уже пытаются разработать истребитель шестого поколения, однако такие проекты пока ведутся в инициативном порядке. Что касается американского перспективного проекта, который будет разрабатываться по заказу Пентагона, то первые работы по нему запланированы на следующий финансовый год. В России сейчас прорабатываются некоторые вопросы, связанные с бортовым радиоэлектронным оборудованием, но сроки начала полноценного проектирования пока остаются неизвестными.
Согласно ряду оценок, первые истребители шестого поколения, созданные ведущими странами мира, впервые поднимутся в воздух во второй половине следующего десятилетия. Таким образом, они поступят на вооружение не ранее тридцатых годов. Эксплуатация такой техники будет продолжаться, как минимум, до середины столетия. Это означает, что прямо сейчас авиаконструкторам и военным нужно строить долгосрочные прогнозы о развитии армий и изменении методов ведения войны, на основе которых можно будет выработать требования к перспективной технике.