Предметом интереса для консервативного издания «American Thinker» оказался не столько сам Солженицын, сколько подробности встречи с ним в стенах Гарвардского университета в 1978 году. Тогда советский диссидент раскритиковал идеологические и социальные установки американского общества, едва отсчитав трехлетний период знакомства с Америкой. Если в первый приезд в апреле 1975 года Солженицын поддерживал американские власти по поводу войны во Вьетнаме, то после пары лет жизни в штате Вермонт у гостя, которому в США дали, так сказать, политический приют, сложились отнюдь не восторженные представления.
Объясняются эти парадоксы авторским мнением о том, что Солженицын был «сложным человеком с измученной душой». И потому он пытался объяснить, насколько неправильно эту душу понимали и в России, и в Америке.
По поводу последней колумнисту «American Thinker» и пригодились тезисы советского писателя-диссидента. На примере гарвардского события перечисляется длинный список критических оценок происходившего устами Солженицына. Оказалось, что Америка страдает недостатком гражданского мужества и решительности во внешней политике. При этом американское общество, по Солженицыну, растеряв духовность, перекормлено материалистическими идеями о приоритете американского образа жизни, который должен распространяться на весь мир.
Досталось тогда от Солженицына и в адрес американских СМИ, которые под прикрытием принципа «свободы слова» занимаются поставками дезинформации, не прикладывая усилий для более глубокого анализа событий. Информация нередко притягивается за уши, что порождает массовое невежество, самообман и предрассудки.
А еще Солженицын критиковал в своей речи отказ от христианского наследия в угоду философии «рационального гуманизма». По этой причине порочные идеологии овладели обществом, американцы оказались лишены нравственных основ и стали «нищими духом». Это видно и по отсутствию в США достойных государственных деятелей, и по упадку искусства. Америка, по Солженицыну, стала страной необузданных безумцев, которые устраивают «грабежи и поджоги», если не получают желаемого.
На этом месте автор статьи в «American Thinker» проводит аналогии с современностью, намекая на разгул в США идеологий левацкого толка с их агрессивным насаждением новых понятий о социальной, расовой и гендерной справедливости. Чтобы проиллюстрировать ситуацию, в которой сегодня оказалось американское общество, вспоминается пример финальной сцены культового фильма «Тельма и Луиза» с автомобилем, застывшим перед падением в пропасть.
Именно так, по мнению представителя американского консервативного издания, следовало бы воспринимать происходящее в США: Америка находится в мире, находящемся «дальше слов» – и этот мир уже не описать словами. И до того, как окончательно рухнуть на дно, американцам не мешало бы перечитать тезисы Солженицына, посвященные их стране. А что сказал бы Солженицын, оказавшись в Америке 2021 года?..
В контексте выше обозначенного возникает ощущение, что автору «American Thinker» воспоминания про антиамериканскую критику Солженицына оказались нужны ради удобства. Не исключено, что таким образом американские консерваторы попытались аргументировать свою позицию в идеологической полемике с нынешними узурпаторами власти – при этом не рискуя наткнуться на свежий судебный иск от какого-нибудь отмороженного активиста или лоббиста интересов Демпартии в Конгрессе США. Ведь косвенно в «American Thinker» успели задеть тему «неправильных» законопроектов. Но если вдруг случись оказия – то все вопросы снова к русским…