На днях китайские СМИ опубликовали заявление о том, теперь серийные истребители пятого поколения для ВВС НОАК оснащаются двигателями китайского производства. Материалы выходили под лозунгом «Мы сделали это!» Но, как выясняется, о победе в авиационном двигателестроении объявили рано.
Речь идёт о новых версиях двигателей WS-15, форсажную тягу которых обозначили в 18 тонн. На этом основании был сделан вывод, что теперь китайские истребители превосходят американский истребитель F-22.
Однако прошло всего пару дней и эйфория китайских СМИ по поводу оснащения J-20 усовершенствованными двигателями местного производства заметно поугасла. В чём же причина?
Выясняется, что тяга двигателя (не форсажная), составляющая около 14,9 т, требует «неожиданно» высоких затрат топлива. Отмечено, что общий расход в сравнении с двигателями АЛ-31Ф, которыми оснащены истребители J-20 так называемой первой серии, выше в среднем на 27%. На форсаже эти показатели вырастают ещё на 9-10%. Это притом, что тяга двигателей различается (опять-таки, если верить китайским данным по WS-15) примерно на 17%.
Таким образом, обнаруживается существенное опережение по показателям расхода топлива над показателями увеличения тяги. Это серьёзный недостаток.
Отсюда и следует то, что несколько убавляет эйфорию китайских журналистов. Существенное увеличение показателей расхода топлива приводит к снижению боевого радиуса этих самолётов. Если сохранять характеристики авиационных двигателей J-20 на существующем уровне, то для компенсирования боевого радиуса придётся увеличивать «бортовые» запасы топлива. По понятным причинам, это приведёт к ухудшению по целому ряду показателей, включая полезную нагрузку и маневренность.
Видимо, всё-таки в китайских СМИ рано объявили о «невероятном успехе». Это подчёркивается ещё и тем фактом, что всего-то несколько недель назад в Китае писали о важности приобретения украинского «Мотор-Сич» с его фактически советскими научными активами (если, конечно, те активы уже не проданы третьей стороне).