Правительство Индии, следуя требованиям ВВС, предложило направить 12 млрд долл США на стимулирование частных компаний создать производственные мощности по сборке военных самолетов с тем, чтобы подорвать монопольное положение национальной авиастроительной корпорации HAL (Hindustan Aeronautics Limited), которая допустила серьезную задержку в выполнении нескольких крупных программ в области авиастроения, сообщает Defense News 4 сентября.
В частности, правительство предложило создать новый частный завод по производству легких истребителей LCA Tejas Mk2, сообщает источник из минобороны.
Предложение было адресовано таким частным компаниям как Tata Group, Mahindra & Mahindra, Larsen и Toubro с тем, чтобы подвигнуть их построить новый сборочный завод самостоятельно или в партнерстве с иностранными компаниями. Ни один из руководителей данных фирм не стал комментировать этот вопрос. Сообщается, что данная тема обсуждается на различных уровнях правительства, и комментарии на данном этапе нежелательны.
Программа LCA почти на 20 лет отстает от графика (истребитель разрабатывается лабораторией Aeronautical Development Agency (ADA), входящей в состав организации оборонных проектов Defence Research and Development Organisation (DRDO), базирующейся в Бангалоре). Заказ на производство первой партии из 40 машин базовой версии Mk1 был передан HAL. Ожидается, что в 2015 году самолет будет полностью создан, после чего начнется серийное производство. Однако ВВС Индии желают получить на вооружение только версию Mk2 с более мощным двигателем General Electric GE-414, который будет готов к серийному производству не ранее 2017-2018 года. ВВС имеют планы заказать 250 истребителей этой версии на сумму 12 млрд долл. Именно командование ВВС решило взломать монополию HAL и непрестанно жаловалось на задержки в поставке самолетов.
По мнению влиятельных экспертов из числа бывших генералов ВВС и действующих чиновников минобороны, Индия «не может позволить себе класть яйца в одну корзину» и нуждается в производственных мощностях в частном секторе, и «HAL занимается разработкой и производством истребителей, транспортных и учебных самолетов, вертолетов, это хорошо для книги рекордов Гиннеса, но нежелательно для эффективного выполнения задач».
Однако некоторые специалисты не согласны с такой идеей. По их мнению, строительство нового завода может занять слишком много времени, кроме того, частные фирмы не смогут обеспечить выпуск самолетов без решающего участия HAL. «Ничто не может быть дальше от истины, чем эта непродуманная идея», заявил маршал авиации в отставке, ныне советник по стратегии председателя HAL Митхуманикам Матхесваран (Muthumanikam Matheswaran ).