Польский автор Ежи Решинский считает, что уверенно ответить на вопрос, какой танк, истребитель или бомбардировщик в годы Второй мировой войны был лучшим, вряд ли возможно. Тем не менее, очень часто самым боеспособным танком того времени называют немецкий «Тигр», полное название которого Panzerkampfwagen VI Ausf. B Tiger II.
Тяжелый танк завершающего периода войны производился в 1943-1945 гг., а находился на вооружении вермахта в 1944-1945 гг. Как видим, переломить ход войны «Тиграм» уже не удалось. Но это не умаляет сильных сторон танка, в выгодную сторону отличавших немецкую машину от танков союзников.
Плюсы и минусы Tiger II
Главные достоинства «Тигра» — мощная 88-мм пушка, позволявшая поражать все танки антигитлеровской коалиции на довольно дальних дистанциях в 2,5 км, а также крепкая броня, листы которой располагались под рациональными углами наклона и хорошо защищали танк от большинства противотанковых орудий противников.
В то время немецкая танкостроительная промышленность не могла создать силовую установку, подходящую для такой тяжелой машины. Поэтому на танке использовался двигатель Maybach HL 230 P30 мощностью 700 л.с., на котором также работали более легкие танки Tiger и Panzerkampfwagen V Panther.
Массовое производство рассматриваемого танка началось в 1944 году. К этому времени обстановка на фронтах складывалась явно не в пользу Германии, а германская военная промышленность испытывала все больший дефицит как и сырья, так и квалифицированных кадров. В итоге удалось выпустить менее 500 машин подобного типа – капля в море по сравнению с общим количеством танков, принимавших участие в боях Второй мировой войны. Серьезным препятствием к массовому производству «Тигров» была и чрезвычайно сложная технология, не соответствовавшая экономическим реалиям военного времени. Сложность в производстве и обслуживании становилась первым ощутимым минусом легендарного танка.
Еще одним безусловным минусом являлось несоответствие мощности двигателя и веса танка. Танк «Тигр» весил более 70 тонн при двигателе в 700 л.с., тогда как, к примеру, современный танк Abrams весит более 60 тонн при двигателе мощностью 1500 л.с. Т-72 — весит всего 41 тонну, но с мощностью привода 780 Л.с., K2 Black Panther весит 55 тонн с приводом 1500 л.с. Очевидно, что такое соотношение мощности двигателя и веса танка влияло на скорость передвижения «Тигра» в худшую сторону, существенно усложняя его использование в реальных боевых условиях.
Ежи Решинский отмечает, что вермахт не озаботился созданием специальных инженерных рот в составе тяжелых танковых батальонов, которые бы обеспечивали очень тяжелым машинам возможность передвижения. В условиях войны и так очень плохо обстояли дела с дорогами и мостами. Ситуацию не спасала передача саперных рот в танковые подразделения. В итоге имели место и такие ситуации, когда во время передвижения по городам и населенным пунктам под «Тиграми» разрушалась подземная инфраструктура, в результате чего огромные машины оказывались застрявшими в развалинах канализации.
Также танки «Тигр 2» оказались полностью беспомощными в болотистой местности, особенно после сильных дождей. У немецкой военной промышленности уже не было возможностей для разработки и оперативного производства технических машин, способных эвакуировать поврежденный 70-тонный танк.
Жертва собственного величия
В итоге, как отмечает Ежи Решинский, танк «Тигр» превратился в жертву собственного величия. В августе 1944 года танк дебютировал на Восточном фронте. Первым подразделением, полностью вооруженным данными танками, был 501-й батальон тяжелых танков, сражавшийся прежде в Тунисе в Северной Африке. Прославленное подразделение перебросили в Польшу, где разворачивалось стремительное наступление Красной Армии. Однако остановить его танки «Тигр 2» так и не смогли.
Во-первых, 15 новых машин вышли из строя еще при погрузке на железнодорожные платформы в Германии. Во-вторых, 10 танков были повреждены при марше в сторону штаба танковой дивизии. Тем не менее, немецким танкам удалось эффективно выступить против советских войск, чьи противотанковые орудия оказались полностью беспомощными перед такими тяжелыми машинами. Это позволило командиру 501-го батальона майору Эрхарду фон Легату надменно заявить, что это была не атака, а «охота на Ивана».
Но вскоре советские войска перебросили сюда собственные подразделения тяжелых танков с хорошо подготовленными экипажами, и тогда началась уже не «охота на Ивана», а «охота на Фрица». В результате 3 «Тигра» были брошены экипажами в районе Огледово. Сейчас одна из этих машин выставлена в Бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.
Конечно, нацистская пропаганда пыталась создать видимость огромной результативности новых танков на поле боя. Но на самом деле, все обстояло совсем иначе, чем изображали подручные Йозефа Геббельса. Например, в стычке под Лисовом советские танки ИС-2 полностью уничтожили батальон «Тигров», который потерял всю свою технику и был эвакуирован с поля боя.
Советские военные специалисты тщательно изучали все попавшие к ним в руки экземпляры «Тигр 2». В итоге были сделаны следующие выводы о недостатках танка: главным минусом признан слишком большой вес, максимально снизивший маневренность танка. Кроме того, выяснились наличие структурных дефектов системы привода, проблемы с двигателем, сложность в обслуживании.
К своему удивлению, советские специалисты установили и снижение качества брони: она значительно ухудшилась по сравнению с более ранними поколениями танков Panther и Tiger. Ухудшение качества брони явилось прямым следствием дефицита качественного сырья. Наконец, танк работал на бензине, потребляя огромное количество дорогостоящего топлива.
Примерно такие же выводы, как отмечает Ежи Решинский, были сделаны и американскими военными. В министерстве обороны США так и не поняли, какими соображениями руководствовались германские инженеры, создавая это машину. Польский автор отмечает, что вместо «королевским Тигра» получился неповоротливый, проблемный колосс. Его слабые стороны быстро обнаружились не только на фронте, но даже и при переброске на него.