Эксперты представили предварительные оценки стоимости, а также рисков строительства железнодорожного моста между материком и островом Сахалин. Специалисты ВНИИЖТ (Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта) отмечают, что необходимо осуществить тщательные изыскания, в ходе которых будут обозначены подходящие зоны для строительства с учётом геологии и погодных условий. При этом говорится, что такие изыскания займут куда больше времени и обойдутся существенно дороже изысканий в районе Керченского пролива.
Интерфакс приводит заявление экспертов-железнодорожников:
Необходимо понимать, что в отличие от Керченского пролива в проливе Невельского, хоть и не очень широком (около 7,3 км) и неглубоком (до 10 метров), погодные условия сильно отличаются от существующих в Азовском море.
Отмечено, что ранее рассматривался вариант строительства не моста, а тоннеля, и часть работ была выполнена около 80 лет назад.
Экспертные оценки касаются суровых климатических условий в районе пролива Невельского, где нередки температурные показатели «за минус 30 по Цельсию», где дуют сильные ветры. Нужен учёт температурно-ветровых нагрузок на мост с последующим выбором инженерного решения.
Один из планов заключается в строительстве моста на Сахалин к 2030 году. Примерная стоимость проекта – около 540 млрд рублей (без НДС). При этом непосредственно мостовой переход обойдётся в 252,8 млрд руб., а остальная сумма – строительство «подъездов» к нему. Около 18 млрд рублей — одна лишь проектно-сметная документация.
План предполагает появление железнодорожного моста с объёмом грузоперевозок до 47 млн тонн в год. Для сравнения: сегодня объёмы паромных перевозок с Сахалина и на Сахалин составляют до 8,5 млн тонн в год. Рассчитана и возможная доходность от эксплуатации моста. Только по налогам от грузоперевозок — около триллиона рублей за десятилетие.
Отмечается, что одна из сложностей – вопрос согласования с Минобороны РФ. Дело в том, что ранее оборонное ведомство требовало того, чтобы высота моста составляла не менее 45,7 м – с той целью, чтобы под ним проходили крупные корабли и суда. Гражданские строители предлагают вариант с высотой в 36 м, что позволит существенно сэкономить на реализации проекта. В качестве довода приводятся данные об относительно малой глубине пролива Невельского, которая ограничивает судоходность по классам судов. Согласование продолжается.