Опубликованный в среду, 26 августа, доклад подготовлен специальной рабочей группой проекта «Строительство большой Европы: необходимые меры до 2030 года».
В созданную в 2013 году рабочую группу (Task Force on Cooperation in Greater Europe) входят эксперты из влиятельного британского исследовательского центра «Европейское сообщество лидеров за многостороннее ядерное разоружение и нераспространение» (European Leadership Network), Российского совета по международным делам, Польского института международных отношений и Организации международных стратегических исследований (USAK) в Анкаре, передает РИА «Новости».
Авторы доклада констатируют заметное ухудшение отношений между Россией и западными странами за последние полтора года в связи с ситуацией на Украине. «Это привело к обострению давних опасений и разногласий по другим вопросам, таким как противоракетная оборона, расширение НАТО, режимы развертывания обычных вооруженных сил в Европе и нестратегических ядерных вооружений. Экономические отношения между Россией и другими странами Европы начинают рушиться из-за введения санкций. Многие эксперты, как в России, так и на Западе, уже открыто рассуждают о возможности новой холодной войны», — говорится в докладе.
«Одной из особенностей текущей ситуации стал рост числа инцидентов с участием вооруженных сил России и НАТО, а также между российскими войсками и вооруженными силами Швеции и Финляндии. Их сущность и причины остаются спорными, однако сам факт активизации вооруженных сил и их территориального сближения вряд ли оспорим», — подчеркивают авторы доклада.
С марта 2014 года European Leadership Network насчитала 66 подобных инцидентов, три из которых классифицируются как «крайне рискованные». Подобная ситуация, по мнению авторов доклада, чревата не только непосредственными последствиями инцидентов, но и углубляющейся конфронтацией сторон, которая потенциально способна даже привести к войне.
«Нам представляется необходимым срочный созыв Совета Россия-НАТО для обсуждения перспектив заключения меморандума о взаимопонимании между НАТО и Российской Федерацией касательно правил поведения, обеспечивающих безопасность взаимодействия в воздушном и морском пространстве. Подобное соглашение было подписано США и Китаем в конце 2014 года для поддержания соблюдения существующих международных законов и норм, повышения оперативной безопасности на море и в воздухе, укрепления взаимного доверия, а также разработки новой модели отношений между военными ведомствами обеих сторон», — считают авторы доклада.
По их мнению, переговоры по многостороннему соглашению между Россией и НАТО могут вестись параллельно с переговорами по аналогичным соглашениям между Россией и странами — членами НАТО или их партнерами.
«Такое соглашение требуется для предотвращения инцидентов и возможных просчетов, которые могут привести к нарастанию напряженности, а в худшем случае — к конфронтации. Кроме того, уже на ранних этапах переговоров было бы полезно привлечь к обсуждению проекта соглашения Швецию и Финляндию, поскольку эти страны тоже подвергаются опасности, связанной с ростом военной активности в районе Балтийского моря», — отмечают эксперты.
Авторы доклада напоминают, что американо-китайское соглашение устанавливает принципы и процедуры взаимодействия, которые должны соблюдаться при контактах военно-морских и военно-воздушных судов. К таким принципам относится обязательство сторон своевременно предупреждать друг друга об опасности в случае проведения учений или стрельб вблизи возможного расположения судов другой стороны. Также стороны должны оповещать друг друга о планируемых учениях. Кроме того, соглашение определяет действия, которых нужно избегать, в том числе имитации нападения через наведение вооружений на встречные военно-морские или военно-воздушные суда.
«В соглашении указаны радиочастоты, используемые для коммуникации, а также приводится словарь сигналов, которые следует применять в случае затруднений при вербальном общении между командным составом или капитанами судов. Отдельным положением каждой стороне предписано проводить ежегодные встречи под председательством представителей высшего командного состава для анализа всех событий, связанных с имплементацией соглашения в прошедшем году», — напоминают авторы доклада.
Под документом стоят подписи, в том числе, бывшего министра иностранных дел РФ Игоря Иванова, его польского коллеги, экс-главы МИД Польши Адама Ротфельда, экс-министра обороны Великобритании Деса Брауна, бывшего министра иностранных дел и министра обороны Соединенного Королевства Малкольма Рифкинда, а также бывших министров других стран, экспертов и бывших послов.