МАКС-2015 как зеркало российской военной авиации

XII-й Международный авиационно-космический салон МАКС-2015 завершил свою работу. Несмотря на неблагоприятные экономические и внешнеполитические факторы, стоимость заключенных на мероприятии контрактов и соглашений превысила 350 млрд рублей. Выставку посетило 404 тыс. участников и гостей.

Президент Российской Федерации Владимир Путин отметил важную роль мероприятия для развития бизнеса. «Убежден, что, вне зависимости от текущей международной политической конъюнктуры, МАКС, как и прежде, будет служить эффективной площадкой для экспертного общения, для развития производственной кооперации и поиска новых партнеров», — сказал он. Высокий статус МАКСа как одной из крупнейших мировых аэрокосмических выставок подтверждается активным участием в его работе лидирующих отечественных и зарубежных компаний.

Всего в выставке приняло участие 878 предприятий и организаций, из них зарубежных — 151 из 30 стран мира. Экспозиции были развернуты в павильонах на площади 28 тыс. кв. м и на 8 тыс. кв. м открытой площади. Интенсивные переговоры велись в 78 корпоративных шале. Салон посетили 103 официальные делегации из 65 стран мира и 66 тысяч специалистов. Несмотря на сложную геополитическую обстановку, ведущие мировые компании и корпорации сохранили свое участие в МАКС. В рамках салона были организованы национальные экспозиции из Франции, США, Швейцарии, Чехии и Бельгии. Следует отметить масштабное участие в выставке Исламской Республики Иран и Китайской Народной Республики. Как отечественные, так и зарубежные участники отметили увеличение деловой активности проведения переговоров и встреч по сравнению с прошлым МАКС.

Учитывая повышенный интерес общества к авиации, организаторами МАКС-2015 проведена аккредитация для работы на салоне около 4 тыс. журналистов из 580 российских и 158 зарубежных СМИ, включая 43 российских и 26 зарубежных телеканалов. Впервые были открыты официальные аккаунты МАКС-2015 в крупнейших социальных сетях. Число подписчиков этих аккаунтов достигло 90 тыс. человек.

Мы, корреспонденты «Армейского сборника», тоже были в числе аккредитованных журналистов. Многое видели, со многими общались. После окончания МАКСа провели определенную аналитическую работу, пытаясь понять, что именно дал этот авиасалон ВКС России.

В активах «Рособоронэкспорта» — Беларусь, Иордания, Испания

ОАО «Рособоронэкспорт» провело переговоры и встречи с представителями из 42 стран, в ходе которых подписан ряд контрактов, соглашений и протоколов. В частности, заключены сделки на поставку в Республику Беларусь учебно-боевых самолетов Як-130, а также зенитно-ракетных комплексов «Тор-М2 К», подписано соглашение с Иорданией на поставку парашютных платформ П-7, а с испанской компанией HISDESAT Servicios Estrategicos S. A. — на запуск космического спутника PAZ. Стоимость сделок в рамках военно-технического сотрудничества не разглашается. Кроме того, значительная часть соглашений, протоколов о намерениях и меморандумов, подписанных крупными корпорациями в области ВТС, заключены без раскрытия стоимости.

Наши Воздушно-космические силы были, как и всегда, на высоте в летной программе.

Отличительной особенностью авиасалона МАКС по сравнению с подобными мировыми авиационно-космическими салонами, по мнению многочисленных экспертов, является летная программа. Не стал исключением и МАКС-2015. Всего в летной программе за 6 дней приняли участие 90 летательных аппаратов, включая 42 самолета в составе 7 пилотажных групп. Воздушно-космические силы Российской Федерации представили четыре пилотажные группы: «Русские витязи», «Стрижи», «Соколы России» и «Крылья Тавриды». Кроме того, в небе Жуковского свое мастерство продемонстрировали пилотажные группы «Русь», «Первый полет» и гости из Латвии — пилотажная группа Baltic Bees. Впервые на статической стоянке и в летной программе МАКС-2015 концерн Airbus Group представил новейший пассажирский самолет A-350.

На статической стоянке МАКС-2015 было представлено 133 летательных аппарата, включая 21 воздушное судно Воздушнокосмических сил России. Впервые в рамках летной программы МАКС был проведен Фестиваль скорости Yokohama.

Благодаря высокопрофессиональной работе специалистов ОАО «ЛИИ имени М. М. Громова», членов межведомственной комиссии, ОАО «Авиапром» и ОАО «Авиасалон» был обеспечен высокий уровень безопасности полетов.

Особым разделом МАКС-2015 стали мероприятия, организованные для ветеранов авиационно-космической промышленности и Министерства обороны, а также для лиц с ограниченными возможностями. Мероприятия были проведены совместно с правительством Московской области, Конгрессом патриотов авиации России и администрацией г. Жуковский. В рамках этой программы было организовано посещение выставочного комплекса, знакомство с экспонатами, а также обсуждение актуальных проблем для более чем 4000 человек.

Свыше 600 ветеранов Военновоздушных сил — представителей Беларуси, России, Украины после возложения венков и цветов к Вечному огню в г. Жуковском приняли участие в мероприятиях МАКС, состоялись их встречи с молодежью, гостями и участниками выставки.

Слово экспертам

На МАКС-2015 бросалось в глаза заметное преобладание военной техники над мирными самолетами. И это при практически полном отсутствии иностранной военной экспозиции! Вот что сказал по этому поводу Юрий Слюсарь, президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), вобравшей в себя все самые известные российские летающие бренды: МиГ, Су, Ил.

Действительно, сейчас 80 % прибыли ОАК приносят военные заказы. Однако мировая конъюнктура складывается таким образом, что денежные потоки в ближайшем будущем повернутся в сторону гражданского авиастроения. Государство поставило перед нами задачу добиться того, чтобы к 2020 г. каждый второй рубль нам приносили коммерческие авиалайнеры.

Хотя добиться этого будет нелегко. Лидер продаж ОАК, региональный лайнер «Сухой Суперджет—100», в значительной степени (в том числе двигатели!) состоит из иностранных комплектующих. Схожие проблемы и у тех, кто делает чисто военную продукцию.

«У нас порой к импортозамещению относятся шапкозакидательски, а зря — вопрос этот непростой, — говорит Борис Обносов, генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение», поставляющей для ВКС львиную долю ракет. — Есть, например, у нас авиационная ракета Х-35, мотор к которой всегда делало украинское предприятие «Мотор Сич». Недавно встал вопрос об отечественном движке. И решался этот вопрос ох как непросто — то из подшипников шарики летят, то корпус трескается… Но совместными усилиями мы этот мотор запустили в серию.

Другой пример — в головках самонаведения ракет мы долгое время использовали импортную элементную базу. Переход на отечественные микросхемы тоже дался нелегко, некоторым коллегам приходилось в три смены работать… Импорто-замещение на 100 % вряд ли возможно и необходимо. Что-то все равно придется закупать если не на Западе, то на Востоке. Но когда в своей стране невозможно купить нормальный транзистор — это беда!»

Одним словом, задуматься есть над чем. И как можно быстрее и умнее перестраивать тактику подходов к авиастроению.

«МАКС-2013 был более представительным, чем нынешний, — считает Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий. — Нынешний салон из-за экономических санкций, конечно, выглядел победнее, но я, честно говоря, ожидал худшего! Даже число участников сократилось не сильно. Места, освободившиеся от европейских и американских фирм, заняли Китай и Иран. С последним подписано соглашение по освоению космоса, продолжаются переговоры по поставкам комплексов ПВО С-300. Из-за этого, правда, МАКС бойкотировали израильские фирмы, зато повышенную активность проявили арабские страны».

Рассуждая здраво и правильно понимая нынешнюю геополитику, приходим к выводу — будущее в этой сфере именно в деловом, активном обсуждении с арабскими странами, Индией и Китаем. И Бог с ним, с Израилем…

Россия высоту не потеряла!

Российская экспозиция салона была интересной. Доминировали «Вертолеты России», которые показали немало новинок, в том числе прототип летающей лаборатории скоростного вертолета будущего. Немало внимания уделялось демонстрации технологий, позволющих адаптировать авиатехнику к условиям Арктики. Очень интересна была экспозиция концерна «Радиоэлектронные технологии». Впервые можно было видеть «мозги» самолетов и вертолетов, а также весь парк отечественных систем радиоэлектронной борьбы.

Прототип истребителя пятого поколения Т-50 летал в небе Жуковского не так робко, как делает это опытная машина, а уже как настоящий боевой истребитель. Его сложнейший пилотаж вызывал неизменные аплодисменты зрителей. Сомневаемся, что американский F-22 на такое способен.

В рамках салона было подписано немало соглашений, в том числе, между финансовыми структурами и промышленными корпорациями. Заключались и международные договоры. Лидировали в деловой программе предприятия ОАК, «Вертолетов России» и Ростеха. Важнейшие переговоры удалось провести Рособоронэкспорту. Настоящей сенсацией стала новость о том, что Египет закупает 52 ударных вертолета Ка-52.

Россия на МАКСе-2015 сохранила стабильность своего «полета», а это в нынешних условиях — настоящая победа.

Думаем, что полезно и тут знать мнения специалистов с мировым именем.

Фотограф высокого полета и лучший в мире специалист по истребителям японец Кацухико Токунага (не пропустил ни одного авиасалона в России) приехал и в этом году.

«Россия — великая авиационная страна. Не так много возможностей увидеть, на что способны ваши самолеты и пилоты, особенно — военные. Западные образцы меня сейчас интересуют меньше. У вас совсем другая философия и очень прогрессивные технологии», — уверен Токунага.

В фокусе его камеры в этом году — многоцелевой истребитель Су-30 СМ, уже принятый на вооружение. Он охраняет мирное крымское небо. И, конечно, Т-50 — непревзойденный истребитель пятого поколения — еще проходит летные испытания. Уникальный двигатель с управляемым вектором тяги: самолет замирает и тут же взмывает, кажется, прямо к солнцу. Грандиозное соло в исполнении Героя России Сергея Богдана.

«Пройдет немного времени — самолет поступит в войска, и строевые летчики будут показывать великолепные результаты при проведении учений и боевых задач. Российские самолеты как были серьёзным соперником и лучшими в мире, так и останутся», — уверен Сергей Богдан.

Авиасалон не оставляет сомнений: Россия укрепляет позиции в отрасли и только увеличивает экспорт авиакосмической техники.

МАКС-2015 еще раз доказал, как надуманна изоляция России, ведь в Жуковском почти 800 компаний из 30 стран мира. Нет Украины, но впервые — Турция и Южная Африка. И пока Владимир Путин наблюдал грандиозное авиашоу в компании наследного принца Абу-Даби, военная делегация Объединенных Арабских Эмиратов присматривались к российским радиолокационным комплексам, аналогов которым в мире нет.

Китайцы сосредоточенно позировали около вертолетов Ми-35. Самолетом Сухой Суперджет 100 интересуются иранцы и египтяне. Уже известно, что общий объем подписанных по гражданскому лайнеру контрактов — больше миллиарда долларов. А портфель заказов «Рособоронэкспорта» и вовсе составил 18 миллиардов. Независимая внешняя политика России подстегивает спрос.

«Небольшой секрет, что и до введения санкций продукцию авиационно-космической отрасли на экспорт мы в те страны, которые объявили против нас санкции, не поставляли практически. Поэтому что здесь могло измениться? Ноль на ноль. И в сумме, как известно, тоже дает ноль. А что касается остальных покупателей или, проще сказать, остального мира, то он гораздо больше, чем Соединенные Штаты, Канада и Западная Европа. Рынки по-прежнему открыты, интерес очень большой», — подчеркнул Сергей Иванов, руководитель Администрации Президента РФ.

Практически все флаги мира развевались над Жуковским. Франция, Великобритания, США — тяжеловесы: Airbus и Boeing расширяют сотрудничество с Россией. Владимиру Путину показывают Boeing 777 X — самолет будущего. Ключевым партнером по его созданию становится российская компания «ВСМПО-АВИСМА» — ведущий производитель титана.

Без нашего титана не обойтись, ведь половина титановых деталей дримлайнера — российского производства.

На авиасалоне подписано соглашение о поставках и для новейшего Airbus A350.

«Россия обеспечивает 30% титана для Airbus, то есть на каждом третьем нашем самолете стоят детали из российского титана. У нас давние и очень хорошие отношения с поставщиками. Какой смысл нам что-то менять? Мы близки к России, несмотря на все сложности», — заверил Жюльен Франьятт, глава представительства Airbus в Москве.

Гордость и класс российской авиации — пилотажные группы: «Стрижи», «Русские витязи», «Соколы» и впервые — «Крылья Тавриды». Это больше, чем рев двигателей — так звучит гордость России. В воздух взмывают истребители, спокойным строем проходят вертолеты, и дух захватывает от этой красоты и мощи.

На истребителях Су-27 — великолепная «четверка», имитация воздушного боя. В небе распускаются цветы, бьются сердца. Спокойствием строя покоряют вертолеты — «Аллигаторы» и «Ночные охотники».

Небо над Жуковским раскрашивается в цвета российского триколора — пилотажная группа «Русь» рисует по воздушному холсту.

«Я не видел лучшего, не потому, что это наши самолеты, — просто не видел. Этим можно гордиться», — подчеркнул Александр Лазуткин, начальник отдела Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина.

Символично: в небо вместе взмывают исторический советский МиГ-3, самолет Великой Отечественной, и современный МиГ-35. И это, конечно, — дань 70-летию Победы и знак того, что Россия была, есть и будет великой авиационной державой.

Иран, Китай и другие

Среди иностранных гостей привлекала внимание представительная делегация из Ирана во главе с вице-президентом по науке и технологиям Сурной Саттари (состоялись переговоры о поставках Тегерану российских систем ПВО). Иран заинтересован и в приобретении нескольких десятков Сухой Суперджет 100. «Сухим» заинтересовались также представители Иордании и ОАЭ.

Очевиден интерес КНР. В мае 2015 года заключена крупная российско-китайская сделка по лизингу Сухой Суперджет 100 (объем превысил 3 млрд долларов). Совместная компания планирует закупить сто самолетов Сухой Суперджет 100 для поставки их на рынки Юго-Восточной Азии. В конце 2014 года главное управление гражданской авиации Китая выразило готовность сертифицировать Сухой Суперджет 100 (процесс может занять около года). При этом рассматривается возможность продажи Сухой Суперджет 100 в Китае за юани.

Салон принес новые заказы космической отрасли. Два контракта на создание спутников дистанционного зондирования Земли для Ирана и Белоруссии получила российская корпорация ВНИИЭМ. До конца 2015 года Россия выведет на орбиту испанский спутник PAZ.

После отказа американцев от программы «Шаттл» космические возможности США зависят от России. В последние четыре года американские астронавты попадают на МКС и возвращаются с орбиты на Землю только в российских ракетах. Кроме того, американцам необходимы российские двигатели для вывода на орбиту крупных спутников.

СУ-35С, Ка-52 «Аллигатор». Полет нормальный!

Белоруссия, как мы уже упоминали, приобрела четыре учебно-боевых самолета Як-130, пять боевых машин зенитного ракетного комплекса малой дальности «Тор-М2 К» и комплект радиолокационной станции «Противник-Г». Иордания получит парашютные платформы П-7. Представители Южной Кореи проявили интерес к радиолокационному оборудованию челябинского радиозавода «Полет».

Среди новинок МАКС-2015 внимание специалистов привлекали многофункциональный истребитель Су-30 СМ, вертолет Ка-52 К «Катран» — корабельный вариант знаменитого армейского ударного Ка-52 «Аллигатор», российские двигатели ПД-14 (для самолетов МС-21) и ВК-800 В (для вертолетов).

Многофункциональный истребитель Су-35 С в Жуковском не новичок, однако в 2015 году запланировано подписание контракта с Минобороны РФ на поставку 48 таких самолетов на сумму 100 млрд рублей.

Поставка в КНР 24 истребителей Су-35 С обсуждается давно. В июне 2015 года глава делегации Рособоронэкспорта на Парижском международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже Сергей Корнев заявил о намерении подписать контракт до конца текущего года. Китай станет первой после России страной, которая получит 24 самолета Су-35 С. Как сообщило государственное китайское издание «Глобал Таймс» (Global Times), в январе 2015 года группа летчиков ВВС Китая уже прибыла в Россию для переобучения на истребители Су-35С.

Среди потенциальных покупателей Су-35С — Индонезия, Алжир, Вьетнам, Венесуэла. По оценкам специалистов, российский авиапром может ежегодно экспортировать на мировой рынок до ста самолетов этого типа.

Об устойчивом интересе к российской авиационной технике и средствам ПВО свидетельствует портфель Рособоронэкспорта, заполненный заказами на 40 млрд долларов США (18 млрд долларов приходится на авиатехнику и более 9 млрд долларов на средства ПВО).

Международный вес

МАКС-2015 Россия достойно представила свой высокотехнологичный потенциал, и попытки некоторых зарубежных СМИ представить авиасалон в Жуковском выставкой ретромашин выглядели неловкими. А вот мексиканское издание El Universal, например, по-честному отметило, что на МАКС-2015 Россия продемонстрировала свою мощь и мировой экономический кризис не оказал серьёзного негативного влияния на заключение контрактов и продажу российской военной техники и авиации.

В демонстрационной части авиасалона участвовали 34 самолета и вертолета, семь пилотажных групп на 46 самолетах. На наземной стоянке было представлено 133 летательных аппарата, включая 20 самолетов Воздушно-космических сил России.

Концерн «Алмаз-Антей» объявил о заключении ряда важных контрактов.

Два контракта на создание спутников дистанционного зондирования Земли получила российская корпорация ВНИИЭМ — она построит аппараты для Ирана и Белоруссии. Также компания договорилась с британской Surrey Satellite Technology о совместной разработке малого спутника, твердый контракт ожидается уже в 2016 году.

Одним из ключевых событий авиасалона стала встреча главы госкорпорации Роскосмос Игоря Комарова с гендиректором Европейского космического агентства (ЕКА) Йоханом-Дитрихом Вернером. Ее результатом стало подписание соглашения о дальнейшем сотрудничестве по проекту «ЭкзоМарс», в рамках которого в 2016 стороны планируют запустить к Марсу орбитальный аппарат, а в 2018-м — робот-марсоход. Кроме того, были предварительно согласованы сроки реализации лунных миссий, в которых участвуют Россия и Европа. Так, аппарат «Луна-Глоб» отправится в космос в конце 2018 — начале 2019 года, а орбитальный аппарат «Луна-Ресурс» — в 2020 году. Сроки запуска миссии «Луна-Грунт», пояснил журналистам Комаров, еще будут уточняться.

ЕКА выразило интерес к сотрудничеству с Россией и в других проектах — в частности, в экспедиции к спутнику Марса Фобосу. Об этом сообщил журналистам глава представительства агентства в России Рене Пишель.

Итак, вместе — к Марсу. Здорово ведь, правда?!

Яндекс.Метрика