Китай представил концепцию стелс-вертолета на основе американского Black Hawk
Автор журнала The Drive Тайлер Роговей считает, что стремление КНР к созданию вертолетов-«невидимок» выглядит вполне естественным в общем контексте развития стелс-технологий в Поднебесной. Не так давно стало известно о разработке модели стелс-вертолета, которую осуществляет Китайский институт исследований и разработок вертолетов – дочерняя структура Китайской авиационной корпорации (AVIC).

Изучив попавшие в прессу фотографии модели, Тайлер Роговей делает вывод о том, что показанный вертолет представляет собой, судя по всему, версию адаптацией китайского вертолета средней грузоподъемности Z-20, который в США считают клоном вертолета H-60 Black Hawk.

История создания вертолета Z-20 уникальна сама по себе. В 1980-е годы, когда еще шла Холодная война и США рассматривали Китай в качестве тактического союзника против СССР, в том числе и в противостоянии в Афганистане, ряд американских вооружений был экспортирован в Поднебесную. Однако после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году экспорт военной техники из США в Китай прекратился. Но американские вертолеты были взяты за основу для создания многофункциональной платформы для Народно-освободительной армии Китая.

На самом деле, попытки модифицировать H-60 Black Hawk в стелс-вертолет не являются уникальными. Работа над созданием вертолетов – невидимок ведется и в Соединенных Штатах. Как пишет Роговей, «стелс-ястребы» США прославились своим участием в рейде по уничтожению Усамы бен Ладена в 2011 году.

Китай представил концепцию стелс-вертолета на основе американского Black Hawk
Что касается китайских разработок, то и ранее, пишет американский обозреватель, имелись признаки того, что Пекин ведет работу над конструированием малозаметных вертолетов. Но о разработке стелс-вертолетов было больше слухов, чем правдивой информации. Казалось бы, Китаю придется очень многое наверстать, прежде чем выпустить малозаметную копию Z-20. Но возможности Поднебесной не стоит преуменьшать.

Тайлер Роговей считает, что китайские разработки вполне реальны, и вот почему. Во-первых, Китай, по мнению обозревателя, давно занимается промышленным шпионажем, воруя у США новые технологии. В течение последних десятилетий китайским спецслужбам удалось выведать огромное количество тайн американской аэрокосмической индустрии.

Во-вторых, китайцы переосмысляют опыт использования «Черных Ястребов» в операции «Копье Нептуна» в 2011 году. Один из вертолетов потерял хвостовую часть. Пакистанские военные закрыли обломки вертолета тканью, а затем тайно вывезли их с места происшествия. Но было уже поздно: журналисты смогли получить фотографии, продемонстрировавшие ранее скрывавшиеся США технологии стелс-вертолета. Спустя две недели США все же заставили Пакистан вернуть обломки вертолета. Но тех дней, что хвост находился в распоряжении пакистанских военных, вполне могло хватить для ознакомления с ним китайских инженеров.

Как пишет Тайлер Роговей, благодаря хвосту американского вертолета Китай получил обширные представления в области материаловедения, методов производства, конфигурации вертолета. В руках Пекина оказалось множество строго засекреченных ноу-хау для создания копии Black Hawk. Как подчеркивает обозреватель, потеря хвоста увеличила базу знаний Китая по малозаметным вертолетам как минимум на десять лет.

Естественно, что таким шансом Китай не воспользоваться просто не мог. В итоге появилась концептуальная модель, напоминающая американский вертолет, но с некоторыми новшествами. Как пишет Роговей, китайская модификация вертолета Z-20, о которой идет речь, имеет трапециевидный планер, а выхлоп, по-видимому, направляется в увеличенную хвостовую балку и выходит из верхней вентиляционной системы, чтобы минимизировать инфракрасную сигнатуру.

Хвост вертолета выглядит менее замысловатым, чем у американского «Stealth Hawk». Роговей считает, что это может быть связано со стремлением китайцев уменьшить радиолокационную сигнатуру. Нет никаких сомнений, подчеркивает американский обозреватель, что Китай все же воплотит в жизнь концепцию малозаметного вертолета, учитывая те масштабы вложений, которые руководство КНР делает в развитие аэрокосмической отрасли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *