Тяжелая универсальная гусеничная платформа «Армата» приведет к отказу от классических рот и батальонов и переходу к подразделениям модульного типа. Об идеологии боевой системы будущего рассказал замглавы корпорации «Уралвагонзавод» по спецтехнике Вячеслав Халитов.
Мотострелковые подразделения и части и в современном бою по-прежнему очень чувствительны к огню противника. Но и сегодня на учениях и даже в реальном бою можно увидеть картины полувековой давности — атаку развернувшихся в линию танков, а за боевыми бронированными машинами — редкие цепи ничем не защищенной пехоты.
Специалисты считают, что уже давно пришло время отказаться от подобной линейной тактики — это позволит сделать универсальная гусеничная платформа «Армата».
Боевые машины пехоты в локальных войнах и вооруженных конфликтах хорошо показали себя как средство огневой поддержки пехоты, ведения разведки и сопровождения войсковых колонн. Однако бронирование большинства БМП и БТР остается противопульным, и использовать эти машины в бою как средство поддержки танков не представляется возможным.
Именно по этим причинам потерпела неудачу идея атаки противника в едином бронированном боевом порядке. Этот замысел возник уже давно. Но в те времена в состав атакующих частей и подразделений включались боевые бронированные машины совершенно разной степени защищенности. Это могли быть и танки с противоснарядным, и БМП (БТР) с противопульным бронированием. Подчас в состав атакующих тактических единиц попадали даже автомобили ГАЗ-66 как штатное средство перевозки миномета 120-мм калибра. Расчет этого огневого средства от неприятельских пуль и осколков был фактически защищен только брезентовым тентом автомобиля.
В результате в ходе атаки до следующего оборонительного рубежа противника доходили в лучшем случае одни танки, а все остальное легко поражалось и выводилось из строя огнем противника.
Если же пехота пыталась наступать за танками в пешем порядке, то подобный способ атаки чаще всего приводил к отсечению стрелков от бронетехники автоматно-пулеметным огнем, после чего уничтожалась и сама бронетехника. Очевидно, что, наступая в одних боевых порядках с танками, нет необходимости предъявлять к БМП повышенные требования по их огневой мощи и амфибийности. Главным показателем успешности боевой машины пехоты на поле боя сегодня является эффективная броневая защита, сопоставимая с аналогичной у танков.
«У нас есть идеология боевой системы будущего на базе тяжелой унифицированной гусеничной платформы «Армата» — мы предлагаем уйти от таких штатных подразделений, как мотострелковая, танковая рота, и перейти к боевым модулям, т.е. некоей совокупности боевых и обеспечивающих машин», — сообщил заместитель генерального директора корпорации «Уралвагонзавод» по спецтехнике Вячеслав Халитов.
Он пояснил, что состав минимального тактического модуля мог бы выглядеть, например, следующим образом: один-два танка Т-14 «Армата», два-три тяжелых БМП Т-15, машина огневой поддержки с боевым модулем, оснащенным 57-мм орудием, боевая ударная машина с боевым модулем, оснащенным 152-мм пушкой, машина боевого управления и машина обеспечения.
«Подобное подразделение будет обладать более высоким потенциалом по сравнению со штатными мотострелковыми и танковыми подразделениями, а самое главное — иметь равную подвижность и равную защищенность на поле боя», — считает Халитов.
Ведение боя в условиях плотной городской застройки, горно-пустынной или лесисто-болотистой местности — совершенно не одно и то же, поэтому нельзя требовать одинаковых подходов к организационно-штатной структуре подразделений, выполняющих боевые задачи в совершенно различных условиях и с противником, имеющим разную степень оснащенности.
«Для решения различных боевых задач необходима комбинация нескольких модулей. К примеру, если есть необходимость, то добавлять в состав тактического подразделения (боевой группы) зенитные ракетные модули, артиллерийские, инженерную машину разграждения, мостоукладчик, минный заградитель, бронированную машину разминирования. То есть адаптировать структуру подразделения (боевой группы) к конкретным боевым действиям, которые предстоит вести в данный конкретный момент времени. Аналогично тому, словно командир из деталей конструктора собирает штатную единицу, которая потребуется в предстоящем бою. Словом, мы должны обладать гибкой платформой. За подобным подходом, я убежден, будущее», — полагает специалист.
Формирование подобных модулей происходило в ходе прошедших вооруженных конфликтов. К примеру, создавали группу в составе одного-двух танков, до трех БМП, одной-двух зенитных самоходных установок ЗСУ-23-4 для стрельбы по верхним этажам зданий, подразделений саперов, огнеметчиков. Но это были импровизированные отряды, набранные с разных подразделений, где боевые расчеты и экипажи практически не знали друг друга. А если бы все это было отработано в ходе боевой и оперативной подготовки в мирное время, в единой штатно-должностной структуре, то эффективность подобных подразделений в бою была бы на порядок выше, уточняет Халитов.
Однако эта идея имеет как сторонников, так и противников. Догматиков в военной среде, тем более в общевойсковой, более чем достаточно. В частности, многие военные и сегодня считают, что пехота всегда воевала и будет воевать только в пешем строю. Бронетехника ей необходима, полагают они, исключительно как средство доставки до места боя. Для пехоты, считают военные ретрограды, нужны бронетранспортеры на колесном и гусеничном ходу с лобовой и боковой защитой от крупных осколков и пуль до 12,7-мм калибра включительно, чтобы доставить мотострелков до места спешивания и контактного боя.
Однако концепция тяжелой унифицированной гусеничной платформы и на ее основе модульный подход к построению подразделений и частей в современном бою представляется сегодня более целесообразным, крайне перспективным и многообещающим. К модульному принципу, считают специалисты, мы обязательно придем. И чем раньше, тем лучше.