Перевозить пассажиров со скоростью сверхзвука пробовали еще в ХХ веке – на самолетах типа «Конкорд». В СССР — на Ту-144. Судьба проектов известна. Судя по новостям, нынешний прогресс дозрел до реанимации идеи сверхскоростных пассажирских перелетов. Только теперь ученые намерены продвинуться дальше, пытаясь создать работоспособную схему для многоместного гражданского транспорта, способного преодолевать гиперзвуковой порог.
Одно из известных явлений в физике, с которым сталкивается любой специалист по аэродинамике – перегрев вещества на сверхвысоких скоростях. Подбором нужного сочетания материалов и поиском доступных технологий, позволяющих решить эту проблему в сфере гражданской авиации, занимаются давно. И вот в Австралии накануне сообщили о результатах проверки очередного варианта. Это некий особый сплав металлов с покрытием из цеолита, в определенной фазе исполняющий функцию катализатора необходимых реакций в силовой установке.
Работы проводились учеными Королевского технологического института в Мельбурне (RMIT University, Melbourne). При изготовлении состава применили новейшие технологии: напечатали «подопытный» материал на 3D-принтере. По итогам экспериментов сделали вывод: заданные характеристики катализатора работают, сплав выдерживает температурный режим, соответствующий степени нагрева на скоростях от пяти Махов и выше, а конкретно – на скорости от 6 100 км/ч
Журналисты успели подсчитать, что эти параметры близки к гиперзвуковым, и при подобных скоростях расстояние от Нью-Йорка до Лондона можно будет преодолеть за каких-то полтора часа. По более осторожным прогнозам, время коммерческого пассажирского перелёта может сократиться примерно до трёх-четырёх часов.
О каком-либо сенсационном прорыве в RMIT University не рассуждают, отметив лишь первые удачные шаги в открытом направлении. Каких успехов австралийские химики намерены добиться в дальнейшем, и помогут ли чудо-катализаторы на практике уверенно преодолевать гиперзвук? Вопрос открытый. Хотя перспективы многообещающие – и не только в сфере авиастроения.