Коллекция многострадальных гражданских авиапроектов, которые прочили и прочат Казанскому авиазаводу им. Горбунова — филиалу ОАО «Туполев» (КАЗ), пополнилась еще одним самолетом. На предприятии могут развернуть сборку регионального Ил-114, об этом на авиасалоне МАКС-2015 сообщил президент ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Юрий Слюсарь. По словам главы ОАК, завод-финалист пока определяется, в шорт-листе у нас Казань, Воронеж, Ульяновск и Нижний Новгород.

Двухмоторный турбовинтовой Ил-114 поднялся в воздух еще в 1990 году. Производство развернули на Ташкентском авиазаводе, и до его ликвидации в 2012-м выпустили 16 самолетов. С тех пор в России то и дело возникают разговоры о необходимости выпуска Ил-114, но до дела так и не доходит. Очередной всплеск интереса произошел в связи с украинским кризисом и санкциями, ведь ликвидация российско-украинской программы хоть и худо-бедно, но выпускавшегося самолета Ан-140 оставляет Россию без ближнемагистральной турбовинтовой машины. Главным претендентом на финальную сборку Ил-114 всегда считался самарский «Авиакор», строивший Ан-140, иначе с уходом украинского самолета заводу останется лишь ремонт. И вот тут возникает интрига, поскольку предприятие входит не в ОАК, а в холдинг «Русские машины», контролируемый группой «Базовый элемент» Олега Дерипаски. Авиастроительной же корпорации, по видимому, не хочется терять потенциально актуальную работу (а востребованность Ил-114 подтвердил Владимир Путин, поручив правительству просчитать затраты и время, которые необходимы для развертывания серийного производства) — в сообщении Слюсаря на МАКСе Самара вообще не фигурирует.

Но с чего вдруг в «шорт-листе» появилась Казань, которую вообще никогда не связывали с Ил-114? Если принять оптимистическую версию, то руководство ОАК должно осознавать: КАЗу для того, чтобы быть готовым к таким сверхпроектам, как возобновление производства Ту-160 (Ту-160М2) и строительство Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА), нужна текущая загрузка. Выпуск двух специальных Ту-214 в год таковой считаться явно не может. В конце концов, так завод может и подрастерять свои компетенции. И тревожные звоночки раздаются. Недаром недавнего визита министра обороны Сергея Шойгу, по данным источника «БИЗНЕС Online», ждали почти с ужасом. Аналогичное настроение, по словам источника, было и перед приездом зама Шойгу Юрия Борисова, 10 сентября проинспектировавшего выполнение гособоронзаказа (ремонт и текущая модернизация Ту-22М3 и Ту-160). По нашим данным, Борисов покидал КАЗ крайне недовольным состоянием дел.

«А как может быть иначе, если загрузки нет? — прокомментировал ситуацию на заводе и недовольство Борисова наш источник. — Полтора-два Ту-214 в год — это издевательство! Люди, как говорится, воздух пинают — работы нет». Напомним, в 2014 году КАЗ передал заказчикам два новых борта: Ту-214ОН — Минобороны и Ту-214СР — управлению делами президента РФ. Военные рассчитывали на 10 отремонтированных Ту-22М3, но получили только 5 (также был сдан один Ту-160). В этом году от КАЗа ожидают 12 таких машин… На какие еще проекты претендует завод? Гигантская работа по радикальной модернизации Ту-22М3, видимо, только начинается. Судя по отчетности «Туполева», контракт с Минобороны на выполнение опытно-конструкторской работы «Ту-22М3М» подписан только в конце 2014-го и рассчитан на срок до 2018 года. По еще одному потенциально большому заказу — кардинальной модернизации Ту-160 (Ту-160М) — завершен лишь этап эскизно-технического проектирования по ОКР. Запуск Ту-160М2 назначен на 2023 год, и в связи с этим отодвигаются сроки реализации проекта ПАК ДА.

В этой ситуации получение заказа на коммерческую машину могло бы стать едва ли не палочкой-выручалочкой предприятия. «Заводу надо переоснащаться, у него ведь техперевооружение на очень низком уровне, — отметил наш источник. — Нужна какая-то машина, которая бы «вытягивала» КАЗ. Ведь тот же Ту-160 «раскидают» по всем заводам — у нас только фюзеляж оставят и сборку. А коммерческий самолет, тот же Ил-114 — это серия, понадобятся перевооружение, набор людей. Это работа!» На техперевооружение всех кооператоров по Ил-114 потребуется не менее 4 млрд. рублей. Об этом рассказал Слюсарь: «15 миллиардов рублей напрямую на ОКР, плюс порядка 4 миллиардов на техперевооружение предприятий, которые будут принимать участие в изготовлении этого самолета, в том числе на завод-финалист».

«КАЗу какая-то загрузка нужна, потому что все эти большие проекты, о которых сегодня много говорят, могут быть, а могут и не быть, — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — Но даже если эти заказы будут, для того, чтобы они по стоимости не вышли за разумные рамки, нужен и коммерческий продукт». «КАЗу такой самолет не помешает, — высказал «БИЗНЕС Online» свою точку зрения главный редактор отраслевого портала «АвиаРу» Роман Гусаров. — Пойдут ли ему военные контракты, непонятно, да и государственные заказы имеют свойство по насыщении кончаться, а если есть коммерческая машина, это более-менее стабильный спрос».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.