«Ежегодные эксплуатационные расходы на парк самолетов F-35, как ожидается, существенно превысят совокупные ежегодные эксплуатационные расходы парков сразу нескольких типов боевых самолетов предыдущего поколения». Это, пожалуй, квинтэссенция 60-страничного доклада, подготовленного специалистами Счетной палаты США (Government Accountability Office) и обнародованного в сентябре 2014 г.
Действительно, если общие эксплуатационные расходы на парк самолетов F-15C/D, F-16C/D, AV-8B и F/A-18A/B/C/D за год в приведенных на 2010 г. ценах на сегодня достигают 11,1 млрд. долл., то аналогичные затраты на парк F-35A/B/C, по расчетам американских экспертов, достигнут 19,9 млрд. долл. Таким образом, программа создания истребителя 5-го поколения F-35 вновь подтверждает статус самой дорогой в истории ВС США. Впрочем, не все так плохо – есть и приятные моменты.
Актуальные данные о F-35
В сентябре 2014 г. на традиционной Авиационно-космической конференции и выставке, проводимой ежегодно американской Ассоциацией Военно-воздушных сил (Air Force Association Air and Space Conference 2014), с достаточно интересным докладом выступила вице-президент корпорации «Lockheed Martin» и руководитель (директор) программы F-35 «Лайтнинг II» Лоррейн Мартин. В докладе, по состоянию на 10 сентября 2014 г., была представлена наиболее актуальная – с точки зрения компании-разработчика – информация по ходу реализации программы создания истребителя 5-го поколения F-35.
Согласно данному докладу, переход к стадии крупносерийного производства самолетов, предназначенных для всех трех видов ВС США, а также для поставки партнерам Соединенных Штатов по программе и наиболее «близким» союзникам Вашингтона, планируется осуществить уже во второй половине 2016 г. до этого выпуск всех трех модификаций F-35 – «обычной» (F-35A), с укороченным взлетом и посадкой (F-35B) и корабельного (авианосного) базирования (F-35C) – будет осуществляться в рамках программы мелкосерийного производства: с партии №1 (Lot I), в рамках которой для американских Военно-воздушных сил в период 2006-2011 гг. построено два самолета модификации F-35A, и до партии №11, о которой пока известно только то, что производство самолетов в ее рамках запланировано на 2016-2019 гг.
Впрочем, пока Министерство обороны США законтрактовало твердо – еще в сентябре 2013 г. – только 35 самолетов (F-35A – 24, F-35B – 7, F-35C – 4) в рамках седьмой партии совокупной стоимостью 11,45 млрд. долл. и сроком исполнения в течение 2012-16 гг., а также предварительно объявило о намерении заключить в этом году контракт на 43 машины, включая 19 самолетов F-35A, шесть F-35B и четыре F-35C, в рамках восьмой мелкосерийной партии – со сроком реализации задания в течение 2013-17 гг.
Причем начало поставок самолетов в строевые авиаэскадрильи видов Вооруженных сил США запланировано следующим образом:
- Корпус морской пехоты (модификация F-35B): в июле 2015 г. состояния начальной оперативной готовности должна достичь первая эскадрилья, численность которой составит 10-16 истребителей. Самолеты должны будут иметь полностью работоспособное программное обеспечение типа Block 2B и быть способны решать задачи по обеспечению непосредственной авиационной поддержки, ведению наступательных и оборонительных действий, перехвату, сопровождению ударных групп, а также ведению «вооруженной разведки совместно с силами и средствами воздушно-наземных оперативных формирований морской пехоты (в оригинале Marine Air-Ground Task Forces-MAGTF)»;
- Военно-воздушные силы (модификация F-35A): в августе – декабре 2016 г. состояния начальной оперативной готовности должна достичь первая эскадрилья численностью 12-24 истребителя. К тому моменту личный состав эскадрильи должен быть готов решать задачи по обеспечению непосредственной авиационной поддержки, перехвату, «ограниченному подавлению противника», а также борьбе с авиацией и средствами ПВО противника. По оценке экспертов, к этой дате все самолеты не смогут получить программное обеспечение (ПО) типа Block 3F;
- Военно-морские силы (модификация F-35C): первая эскадрилья численностью 10 самолетов должна достичь состояния начальной оперативной готовности в период с августа 2018-го по февраль 2019 г. Истребители должны получить к тому моменту программное обеспечение типа Block 3F и способны решать все задачи, возлагаемые традиционно на авиацию ВМС США.
В докладе также указано, что иностранными партнерами по состоянию на 10 сентября 2014 г. законтрактовано в общей сложности 42 самолета семейства F-35 разных модификаций, в том числе:
- Королевские ВВС Австралии – 14 истребителей F-35B;
- Королевские ВВС Великобритании – два F-35B;
- Королевские ВМС Великобритании – один F-35B;
- Королевские ВВС Нидерландов – два истребителя F-35A;
- ВВС Израиля – 20 доработанных под специфические требования израильских военных самолетов F-35I;
- ВВС Италии – три «обычных» истребителя F-35A.
Как видно, пока невостребованным среди зарубежных – неамериканских – заказчиков истребителей семейства F-35 «Лайтнинг II» остается модификация F-35C, предназначенная для базирования на авианосцах. В списке перспективных эксплуатантов данной модификации, специально предназначенной для базирования на авианосцах с катапультным взлетом, пока числится только авиация ВМС США, законтрактовавшая в рамках мелкосерийных партий №№1-6, со сроком реализации в 2008-2016 гг., 18 машин, еще четыре самолета – в рамках контракта по партии №7 со сроком реализации до 2016 г., а еще четыре машины американские Военно-морские силы намереваются законтрактовать в рамках восьмой мелкосерийной партии с плановым сроком реализации до 2017 г.
Успехи иностранных заказчиков
По состоянию на 10 сентября 2014 г., компания «Lockheed Martin» поставила с конвейера в общей сложности 125 самолетов F-35 трех модификаций, которые все без исключения находятся на сегодня на территории Соединенных Штатов. В том числе и те машины, что построены в рамках контрактов с зарубежными заказчиками, даже несмотря на то, что официально эти самолеты переданы этим самым заказчикам. Они проходят испытания и используются для подготовки личного состава военно-воздушных сил стран-заказчиков.
Важными событиями в программе F-35 этим летом стали выкатка 24 июля на предприятии в Форт-Уорте, штат Техас, первых двух самолетов, AU-1 и AU-2, предназначенных для Королевских ВВС Австралии. Последние, напомним, в рамках программы «Project Air 6000» намерены приобрести 72 самолета F-35A на общую сумму 12,4 млрд. австралийских долл. (около 11,6 млрд. долл.), кроме того, на сегодня в производственной программе заняты 30 австралийских компаний, получивших заказы на 412 млн. долл.
Первая австралийская машина, AU-1, была успешно облетана с аэродрома предприятия компании «Lockheed Martin» в Форт-Уорте 29 сентября 2014 г. Пилотировал истребитель старший летчик-испытатель «Lockheed Martin» Алан Норманн, полет продолжался около двух часов и принес, по заявлению представителей компании-разработчика, «положительные результаты».
Официальная передача обеих машин заказчику запланирована на конец 2014 г., после чего они будут передислоцированы на авиабазу ВВС США Льюк, штат Аризона, где в основном и осуществляется подготовка летчиков ВВС зарубежных стран – участников программы F-35. В следующем году планируется начать подготовку первых австралийских летчиков, а в 2018 г. первые F-35 должны совершить перелет в Австралию – первым боевой готовности с истребителями 5-го поколения должна достичь 3-я авиаэскадрилья австралийских ВВС. Поставка и ввод в строй всех 72 машин должна быть завершена к 2023 г.
На территории «континента кенгуру» самолеты намечается базировать на двух авиабазах национальных Военно-воздушных сил: на авиабазе Уильямтаун, штат Новый Южный Уэльс, и на авиабазе Тиндал, штат Северные территории. По данным австралийских источников, на этих двух авиабазах для обеспечения базирования (эксплуатации) самолетов F-35A будут построены соответствующие объекты инфраструктуры общей стоимостью около 1,5 млрд. долл. В дальнейшем возможно создание еще одной, четвертой, эскадрильи F-35, в результате чего общий заказ может быть доведен до 100 машин.
Следует также упомянуть и о другом важном зарубежном участнике программы создания истребителя 5-го поколения F-35 «Лайтнинг II», а именно о Японии. 8 июля завод по сборке F-35 компании «Lockheed Martin» в Форт-Уорте посетил министр обороны Японии Ицунори Онодера. Напомним, что Страна восходящего солнца не только разместила заказ на 42 самолета F-35A, но и намерена принять активное участие в производственной части программы. Пока Япония подписала контракт на поставку шести самолетов, а в этом году из бюджета уже выделено 627 млн. долл. на оплату первых четырех машин. Следует также отметить, что во время посещения завода в Форт-Уорте японский министр обороны подчеркнул – при снижении закупочной цены на F-35 его страна может рассмотреть возможность увеличения количества закупаемых истребителей. Высокое значение, которое участие в программе F-35 имеет для военного строительства Японии и ее национальной безопасности, было подчеркнуто и в вышедшей в начале августа очередной «Белой книге по обороне», подготовленной японским министерством обороны.
Наконец, 24 сентября с.г. стало известно, что Южная Корея завершила официальное оформление объявленного ею ранее, в марте 2014 г., выбора самолета F-35A как победителя тендера на перспективный истребитель F-X. В общей сложности южнокорейские военные намерены приобрести 40 машин данного типа, которые начнут поступать в войска начиная с 2018 г. В тендере, напомним, соперниками F-35A выступали американский истребитель F-15 «Сайлент Игл» и европейский «Еврофайтер Тайфун».
Риски и последствия
Впрочем, вице-президент «Lockheed Martin» и руководитель программы F-35 в этой компании Лоррейн Мартин отметила в своем докладе отнюдь не только позитивные моменты. Отдельно она вынуждена была остановиться на анализе проблемных вопросов, коих весьма не мало, а также на оценке тех рисков, которые могут в той или иной степени оказать влияние на будущее всей программы в целом.
Долгосрочные риски, по мнению, специалистов компании-разработчика, связаны в основном с секвестром бюджета Пентагона или пересмотром в сторону сокращения бюджетов военных ведомств других стран – участниц программы. С другой стороны, принимая во внимание радикальные изменения на геополитической карте мира в последнее время, имеющие отнюдь не положительный и мирный оттенок, ожидать сокращения расходов на оборону в странах, тем или иным образом участвующих в программе F-35, могут только отъявленные оптимисты. Да и представители основного заказчика данных истребителей – командования Вооруженных сил США – неоднократно подчеркивали: никакие бюджетные секвестры не затрагивали, не затрагивают и, как ожидается, не затронут в будущем самую дорогую программу вооружений Пентагона.
А вот краткосрочные риски для программы – более реальны и уже, как известно, оказывали негативное влияние на ход ее реализации.
Рисков такого рода несколько, но в последнее время на слуху в основном – необходимость устранения проблем с силовой установкой самолета и пока так и не снятые в связи с этим окончательно ограничения по полетным режимам, неизбежно оказывающие негативное влияние на ход программы летных испытаний «Молнии» нового поколения и на достижение всеми модификациями самолета состояния начальной оперативной готовности.
Ограничения по полетным режимам были введены в отношении всего парка F-35, как известно, в результате аварии, произошедшей 23 июня 2014 г. с истребителем F-35A (AF-27) во время выполнения взлета с взлетно-посадочной полосы авиабазы ВВС США Эглин, штат Флорида.
Летчик готовился к совершению очередного тренировочного полета, когда в районе двигательного отсека возник пожар. Группа быстрого реагирования оперативно потушила пожар при помощи пенного раствора, в то время как летчик, по словам кэптена Пола Хааса, заместителя командира 33-го истребительного авиакрыла (готовит пилотов и техников для эксплуатации F-35 в интересах ВВС, ВМС и КМП США), «выполнил необходимые процедуры, что позволило ему безопасно прервать задание, заглушить двигатель и покинуть самолет», не получив травм или ранений.
На следующий день по решению командира 33-го авиакрыла и руководства Управления объединенных программ МО США была временно приостановлена подготовка летчиков на всех модификациях F-35 на авиабазе Эглин, а 3 июля совместной директивой командования ВВС, ВМС и КМП США, а также руководства программой со стороны исполнителя и заказчика были прекращены полеты всех самолетов данного типа – до выяснения причин произошедшей аварии. «Принято решение провести дополнительное обследование двигателей F-35, а возобновление полетов может иметь место только в зависимости от результатов обследования и анализа данных», – указывалось в сообщении Минобороны США.
Примечательно, что незадолго до этой аварии – 13 июня – полеты F-35 уже временно прекращались в связи с тем, что на принадлежащем авиации КМП США истребителе F-35B во время полета в небе Аризоны возникли неполадки с силовой установкой – была выявлена утечка топлива. Правда, в тот раз обошлось без возгорания.
В результате PR-составляющей программы F-35 был нанесен серьезный удар: руководство Минобороны США и компании-разработчика приняло решение отказаться от демонстрации F-35 на знаменитом британском авиашоу RIAT (Royal International Air Tattoo), проходившем 11-13 июля 2014 г., и в демонстрационной и статической части программы аэрокосмического салона Фарнборо-2014, проводившегося сразу за RIAT.
Согласно утвержденным ранее планам, в работе выставки должны были принять участие три истребителя F-35B, включая один британский, которые должны были стать в буквальном смысле гвоздем демонстрационной программы авиасалона в Фарнборо в этом году. Причем мероприятие это планировалось обставить максимально помпезно – фактически это был бы первый случай, когда новейший американский боевой самолет, поднявшийся впервые в небо в декабре 2006 г., преодолел бы океан и разместился на территории другого государства. Подчеркнуть важность момента должно было участие в авиашоу ветерана Фолклендской войны – самолета вертикального взлета и посадки «Sea Harrier». До появления на Фарнборо один из F-35B должен был выполнить короткую демонстрационную программу на авиашоу RIAT: взлет с коротким разбегом, полет и посадка по-вертикальному.
Однако, как говорится, не срослось – новейший истребитель 5-го поколения на международной аэрокосмической выставке заменила пластиковая копия. «Молния» второго поколения так и не пересекла пока Атлантический океан.
Впрочем, на Фарнборо зато были обнародованы предварительные и, как позже оказалось, действительные причины аварии. В частности, на специально созванной пресс-конференции руководитель программы F-35 со стороны заказчика генерал-лейтенант Кристофер Богдан заявил, что установленной причиной возгорания в двигателе самолета F-35A стало разрушение лопатки трехступенчатого компрессора низкого давления (КНД). Последний выполнен с использованием так называемой «блиск»-технологии, подразумевающей применение в турбине ротора с цельнофрезерованными лопатками (integrally bladed rotor – IBR), которые представляют собой единое целое и позволяют значительно снизить массу турбины. Каждая из трех ступеней КНД отделяется друг от друга статором и вращается внутри специального кожуха, причем компоновка здесь настолько плотная, что трение лопаток о кожух допускается – в приемлемых, конечно, масштабах. В случае с аварией 23 июня трение «существенно превзошло ожидания», в результате чего возникли механические повреждения, приведшие в итоге к возгоранию. По словам генерала Богдана, члены комиссии, расследовавшей обстоятельства аварии 23 июня, уже через две недели изучения обстоятельств смогли установить наиболее вероятное место, то есть трехступенчатый КНД, где возникла нештатная ситуация. Остальное было, как говорится, делом техники.
При этом на остальных обследованных двигателях самолетов F-35 данный дефект выявлен не был, так что американцы на данный момент не могут с уверенностью сказать – либо 23 июня проявился лишь единичный дефект, либо же это одна из «болевых точек» F135. «На всех 98 других обследованных двигателях данная проблема выявлена не была», -отметил генерал-лейтенант Кристофер Богдан.
«Данные, которые у нас есть на данный момент, говорят о том, что так называемой системной проблемы нет, – заявил в свою очередь журналистам заместитель министра обороны США по закупкам, технологиям и логистике Фрэнк Кендалл. – Мы понимаем, что на самом деле произошло, и вопрос заключается в том – почему это произошло».
Причем он подчеркнул, что такое трение лопаток было ожидаемым и не вызывало какого-то беспокойства, но возникшая в данном случае нагрузка оказалась выше прогнозируемой.
Примечательно, что серьезная проблема в трехступенчатом КНД уже возникала – в декабре 2013 г. во время стендовых испытаний произошло разрушение первой ступени КНД, отработавшей на тот момент 2200 ч, что, по данным компании-разработчика, эквивалентно 9 годам эксплуатации. В результате было принято решение доработать конструкцию двигателя, что, в частности, предусматривало отказ от применения пустотелых лопаток в первой ступени КНД, поскольку разрушение произошло именно в области такой пустотелой лопатки (лопатки на 2-й и 3-й ступенях выполнены цельными). В итоге, правда, масса двигателя, как утверждается, выросла на 6 фунтов (ок. 2,72 кг).
Туман рассеивается или что там насчет титана
15 июля 2014 г. эксплуатация F-35 была вновь разрешена, но с определенными ограничениями: максимальная скорость полета – не более 0,9М; угол атаки – не более 18 град.; перегрузка – от -1g до +3g; после каждых трех часов налета – проводить с использованием бороскопа обследование проблемной части двигателя.
К концу июля максимальная разрешенная скорость полета для тех двадцати F-35, которые привлечены к программе испытаний, была повышена до 1,6М, а допустимая перегрузка-до 3,2g, но для 79 остальных машин, задействованных, в том числе, в процессе подготовки летного и технического составов, ограничения оставлены прежними.
В самом конце июля компания-разработчик также успешно провела испытания F-35B боковым ветром и посадкой на мокрую ВПП. В общей сложности на данном этапе испытаний, проходившем на авиабазе Патуксент-Ривер и продолжавшемся 41 день, самолет BF-4 совершил 37 полетов. По результатам испытаний разработчик объявил, что самолетам разрешено выполнение обычных и укороченных взлетов и посадок при боковом ветре до 20 узлов (около 37 км/ч или 10,3 м/с).
Тем временем, в начале сентября с.г. личный состав 121-й истребительно-штурмовой авиаэскадрильи авиации КМП США, дислоцированной на авиабазе морской пехоты Юма, приступил к выполнению цикла подготовки, необходимого для получения в июле 2015 г. статуса «начальной оперативной готовности» (ЮС) для F-35B.
Однако выполнять данную задачу приходится в рамках эксплуатационных ограничений, наложенных после аварии, имевшей место 23 июня с.г. на F-35A на авиабазе Эглин, штат Флорида. В частности, через каждые три часа налета самолета его двигатель должен пройти тщательное обследование. И хотя последнее длится всего 30-45 мин., с учетом необходимости проведения дополнительных обеспечивающих мероприятий общее время, на которое самолет выпадает из работы, становится весьма не малым.
«Данные ограничения существенно снижают величину налета, которую мы можем достигнуть в течение конкретного дня», – подчеркивает командир эскадрильи подполковник Стив Жиллетт. С другой стороны, техникам эскадрильи уже удалось снизить межполетный интервал – минимальное время, необходимое для подготовки самолета к новому вылету – с 4,5 часов до примерно 2 часов. «Наша цель – снизить данный интервал до одного часа, – отмечает подполковник Жиллет, – и я считаю, что это нам вполне по силам».
Словно в ответ на чаяния летчиков, генерал-лейтенант Богдан, выступая 15 сентября на упомянутой в начале материала конференции, организованной американской Ассоциацией ВВС, подчеркнул: выявленные технические проблемы с двигателем F135, ставшие причиной июньской аварии, будут устранены разработчиком до конца текущего года. Причем руководство «Pratt & Whitney» обещало взять все расходы на себя. Завершить же полностью расследование аварии и объявить о ее причинах обещано до конца сентября с.г. По оценкам генерал-лейтенанта Богдана, данная авария привела к задержке в программе испытаний на 30-45 дней.
Примечательно, что в этом году двигатель и его производителя постиг очередной скандал: в конце августа в прессе появилась информация о том, что еще в мае по решению заказчика и исполнителя поставки двигателей были временно прекращены – в результате проверки 10 двигателей выяснилось, что при их производстве использовался «подозрительный» титан. Под подозрение попали затем еще 4 двигателя, еще не законтрактованных МО США. Причем в июньском отчете специалистов МО США указывалось: одна из причин возникающих с двигателем проблем – «непрекращающаяся плохая работа с поставщиками».
Компания-разработчик провела соответствующие работы по замене «подозрительных комплектующих» на таких двигателях, но с другой стороны подчеркнула – поставленные ранее 147 двигателей «не представляют никакого риска с точки зрения безопасности полетов». Впрочем, принимая во внимание июньскую аварию, было решено приостановить на время поставки двигателей для F-35 – до завершения расследования и устранения разработчиком выявленных недостатков. Кроме того, было распространено предупреждение о «подозрительном поставщике», которым является американская компания «А&Р Alloys Inc.», расположенная в Вест Бриджуотер, штат Массачусетс. Причем данная компания является традиционным поставщиком металла для «Pratt & Whitney» уже на протяжении почти 50 лет. Представители «А&Р Alloys Inc.», впрочем, с такой постановкой вопроса не согласились, указав попутно на то, что «Pratt & Whitney» не представила им результаты исследования, и намерены доказать, что с их титаном – все в порядке.
Повышенные обязательства
18 сентября агентство «Рейтер» сообщило, что компания «Lockheed Martin» и Министерство обороны США «близки к подписанию соглашения стоимостью почти 4 миллиарда долларов», согласно которому планируется закупить восьмую малосерийную партию (LRIP) в количестве 43 самолетов F-35. Среди прочего данный контракт, по расчетам специалистов, приведет к снижению закупочной стоимости одной машины на 2-4%.
Последнее – важное достижение, поскольку расходы на разработку и постройку 2457 истребителей семейства F-35 для американских Вооруженных сил в общей сложности оцениваются в 398,6 млрд. долл. (включая 68,4 млрд. долл. – на двигатели), а стоимость эксплуатации всего этого парка в течение следующих 50 лет обойдется еще в 1 трлн. долл. С такими расходами на вес каждый процент снижения закупочной стоимости истребителей 5-го поколения и каждый цент, сэкономленный на их эксплуатации.
Если расчеты специалистов окажутся верны, то закупочная стоимость одного F-35A в итоге снизится с 98 млн. долл., прописанных в контракте на седьмую малосерийную партию F-35, до порядка 94-96 млн. долл. Это, кстати, не считая двигателей, которые закупаются Пентагоном по отдельным контрактам у компании «Pratt & Whitney». Представители последней во второй половине сентября с.г. сообщили, что на финальную стадию вышли переговоры по контрактам на седьмую и восьмую партии двигателей, что позволит компании снизить поставочную цену на один двигатель на 7,5-8%.
В июле 2014 г., напомним, руководство компаний «Lockheed Martin», «BAE Systems» и «Northrop Grumman» уже объявило о планах инвестировать 170 млн. долл. в программу сокращения издержек и стоимости F-35, что в итоге должно было позволить поставщику и заказчику сократить общие расходы по программе в общей сложности на 1,8 млрд. долл. Причем представители подрядчиков по программе «единого истребителя» JSF (F-35) особо подчеркивали, что, поступательно продвигаясь в этом направлении дальше, они смогут в итоге к 2019 г. «сбить» закупочную стоимость одного истребителя, включая и стоимость силовой установки, до менее чем 80 млн. долл. Об этом, в частности, заявила на уже упомянутой в начале Авиационно-космической конференции и выставке, организуемой традиционно американской Ассоциацией Военно-воздушных сил, руководитель программы F-35 в компании «Lockheed Martin» Лоррейн Мартин. Аналогичные меры по снижению стоимости проводят и компании «Pratt & Whitney» и «Rolls-Royce Holdings Pic», которые поставляют, соответственно, двигатели и подъемные вентиляторы для «Молнии» нового поколения.
Еще один способ снижения закупочной стоимости одной машины, предложенный специалистами «Lockheed Martin», заключается в том, чтобы «группировать в блоки» заказы от разных покупателей (стран). По словам руководителя программы F-35 от Министерства обороны США генерал-лейтенанта Кристофера Богдана, «в течение следующих трех лет производство будет удвоено, а в течение следующих пяти лет – утроено».
Впрочем, чтобы все намерения военных сбылись, а риски для программы F-35 были сведены к минимуму, руководству Пентагона, по мнению специалистов Счетной палаты Соединенных Штатов, необходимо выполнить ряд рекомендаций. Что из этого выйдет – покажет время.