Количество информации по этому новому американскому боевому самолёту просто зашкаливает. Пишут о нём постоянно, перечисляя многочисленные проблемы, которые возникли при его создании.

Проблемы, как выяснилось, у него буквально со всем: с планером, с двигателем, с программным обеспечением, системой катапультирования, шлемом. Статей на данную тему много, появляются они достаточно регулярно, так что писать на эту тему не так интересно. Сложно сказать что-то принципиально новое.

Удивляет другое: практически за кадром остаётся вопрос, что это значит для вооружённых сил США и в целом для Соединённых Штатов Америки. Во всяком случае говорят об этом куда как меньше. А тема очень важная. Собственно говоря, с чего начиналось американское доминирование? Оно, если кто не помнит, было достигнуто по итогам ВМВ. Первой мировой оказалось недостаточно, а вот после 1945 мир во многом стал американским. И именно в ходе Второй мировой взошла звезда вооружённых сил Соединённых Штатов. Но благодаря чему она взошла? Что послужило первопричиной?

Американская сухопутная армия была, есть и останется в лучшем случае середнячком. Американский флот был очень хорош, но японский качественно ему не сильно уступал. Авиация. Вот где надо искать ключ к успешным действиям американцев. Американские истребители завоёвывали превосходство в воздухе (их было очень много, и они были одними из лучших), а американские бомбардировщики стирали с воздуха целые города. Вот уберите эту составляющую американских вооружённых сил, и что останется? Так они воевали всегда: против Японии, Германии, Северной Кореи, Вьетнама, Ирака, Югославии. Только так, и никак иначе.

Нет у них сильной сухопутной армии, способной раздавить противника. Поэтому их бомбардировочная авиация сыпала бесконечный поток бомб на Дрезден и Токио, Ханой и Багдад, Триполи и Белград. Такой вот «конвейер». Я знаю, что вы сразу вспомните массу статей и фото про американские танки, пехоту, спецназ и т.д. Всё это так, но всё это играет вспомогательную роль. Основной удар практически всегда наносился с воздуха. Как Британская империя была немыслима без Royal Navy, так и США немыслимы без USAF. Своего рода ключевой элемент. США без основных истребителей — это всё одно что Британская империя, разучившаяся строить современные линкоры и крейсеры.

Это не провал — это полномасштабная катастрофа. И это не преувеличение: сила США в том, что со своих многочисленных авиабаз они контролируют большую часть воздушного пространства над этой планетой. И их истребители, начиная со Второй мировой, были одними из лучших, если не лучшими. Всегда. И вот этот период закончился. Почему я говорю с такой уверенностью, потому что к данному моменту стало окончательно ясно: F-35 «не полетит». То есть не станет рабочей лошадкой ВВС. А больше у них ничего нет и не предвидится. Они всё поставили на эту карту, и им не повезло. Ещё больше не повезло их союзникам: они в массе рассчитывали именно на «волшебный» F-35.

Нет, безусловно, что-то есть и у них, вернее было. Eurofighter Typhoon, Gripen NG, Rafale, например. Но как-то не пошли эти истребители на мировой рынок. Я не эксперт, конечно, но факт показательный. Япония там что-то мастерит… Но в основном «свободный мир» рассчитывал на американскую игрушку. Англия, Норвегия, Канада, Турция, Израиль, Австралия, Япония, Ю. Корея, Голландия… Не вышло. И чем им теперь вооружаться? Истребитель — основа современных вооружённых сил. F-22 американцы категорически отказываются продавать. И вообще, мутно с ним всё и непонятно, насколько он хорош. Производство прекращено.

И есть в современной Америке те, кто борется за F-35, а есть те, кто борется за возрождение F-22 и снятие ограничений на экспорт. Такая вот борьба «тупоконечников» с «остроконечниками». Всё дело в том, что оба самолёта безумно дорогие, сложные и с массой технических проблем. Нет, безусловно, времена ПМВ с громадным количеством недорогих и примитивных этажерок прошли навсегда. Самолётов всё меньше по количеству, они всё дороже… Но не до такой же степени! Не может боевой самолёт стоить СТОЛЬКО. Не может он быть буквально «на вес золота». На войне как-то сбивают. А тут у нас рядовой истребитель превращается в некий аналог дредноута — по стоимости потери.

Проблема в том, что для большинства небольших и средних стран такие самолёты, как F-35 и F-22, просто недоступны по стоимости. Был период в морской истории, когда в принципе даже небольшое государство могло обзавестись парусным линкором. Дорого, но терпимо. С возникновением металлических монстров на рубеже XIX-XX веков это ушло в прошлое. Только великая держава могла себе позволить нормальный флот. Вот тут что-то подобное. Приводимые цифры по стоимости весьма условны, но отдать до 400 миллионов долларов за 1 (один) истребитель (По данным Главного контрольного управления (GAO) США, на конец 2010 года полная цена одного самолёта F-22 достигла 411,7 млн долларов) … Это как-то жестоко. И неподъемно для большинства стран. F-35 получился ненамного дешевле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.