Недавно генеральным конструктором ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» назначен Николай Дмитриевич Таликов, коренной ильюшинец, прошедший на знаменитой фирме все ступени конструкторской деятельности. В эксклюзивном интервью Николай Дмитриевич Таликов рассказал о состоянии дел по основным проектам создания и модернизации самолетов «Ил».

«АС»: Николай Дмитриевич, разрешите Вас поздравить с высоким и ответственным назначением. Получается, что за более чем 80-летнюю историю ильюшинской фирмы Вы всего лишь четвертый генеральный конструктор.

Н.Т.: Спасибо за поздравление. Безусловно, у меня были выдающиеся предшественники: Сергей Владимирович Ильюшин, Генрих Васильевич Новожилов, Виктор Владимирович Ливанов. Хотел бы отметить, что Генрих Васильевич Новожилов и сейчас активно работает. Его большой опыт и глубокие знания и сегодня востребованы в деятельности нашего предприятия.

Бесспорно, в своей работе я буду опираться и развивать с учетом сегодняшних реалий традиции и подходы к созданию новых самолетов «Ил», наработанные за многолетнюю историю нашей фирмы.

«АС»: Давайте поговорим об основных проектах ОАО «Ил». В последние годы приоритетным направлением является разработка новых грузовых и военно-транспортных самолетов. Как идет реализация проекта новой версии Ил-76 — модернизированного самолета Ил-76МД-90А?

Н.Т.: Кратко напомню о принципиальной новизне этой модификации по сравнению с «классическим» Ил-76. Прежде всего, Ил-76МД-90А спроектирован с использованием цифровых технологий. В нем предусмотрена модернизация примерно 70% систем самолета, установлены новые двухконтурные турбореактивные двигатели ПС-90А-76. Существенно изменился и планер, фактически сделано новое двухлонжеронное крыло. В целом, в результате глубокой модернизации существенно увеличиваются максимальные полезная нагрузка (до 60 т) и взлетный вес (до 210 т), а также дальность полета (до 5 тыс. км).

Производство модифицированного самолета организовано на Ульяновском предприятии «Авиастар-СП», которое входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Завершен основной комплекс испытаний. Выпуск самолетов проходит согласно контракту с Министерством обороны РФ, до конца этого года заказчику будет передано еще два самолета, в том числе, Учебному центру ВВС для подготовки летного состава строевых частей Военно-транспортной авиации.

Недавно на летно-испытательный комплекс Ульяновского предприятия передан очередной, построенный на «Авиастар-СП», пятый самолет Ил-76МД-90А, которому присвоено имя «Виктор Ливанов» в честь генерального директора-генерального конструктора нашего предприятия, возглавлявшего его с 1988 г. до ухода из жизни в мае 2014 г. Так отмечен его большой вклад в реализацию проекта по созданию модернизированного самолета Ил-76МД-90А. Я надеюсь, что этот «именной» самолет будет представлен на авиасалоне МАКС-2015.

Завершая тему Ил-76МД-90А, хотел бы отметить, что на его базе в Ульяновске начато строительство опытного образца перспективного самолета-топливозаправщика Ил-78М-90А. По требованию заказчика, он не только должен сохранить возможность использования его в качестве военно-транспортного самолета, но и обеспечить, при этом, возможность установки топливозаправочного оборудования: дополнительных емкостей для топлива внутри грузовой кабины и унифицированных подвесных агрегатов заправки.

В перспективе Ил-78М-90А будет являться основным самолетом-топливозаправщиком для дозаправки в воздухе самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации.

«АС»: На каком этапе находится проект легкого военно-транспортного самолета Ил-112В?

Н.Т.: В 2014 г. был заключен контракт с Министерством обороны РФ на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) по созданию самолета Ил-112В. Недавно состоялась защита технического проекта самолета перед заказчиком, где были утверждены облик воздушного судна, состав его систем и оборудования, а также свод документации. Заказчику был предъявлен полноразмерный макет кабины экипажа для оценки эргономики рабочих мест, удобства расположения элементов управления и жидкокристаллических дисплеев.

Завершение этого этапа позволяет перейти к разработке рабочей конструкторской документации на самолет, технологической документации и далее приступить к изготовлению оснастки и производству опытных образцов. Разработку конструкторской документации мы планируем закончить к концу этого года и передать ее воронежскому предприятию ВАСО, которое входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации. В 2015 г. должен быть также подписан контракт об организации серийного производства самолетов Ил-112В, при котором будут использоваться только отечественные системы, агрегаты и материалы. Первый полет самолета планируется в июне 2017 г.

Мы уже работаем с будущими поставщиками комплектующих изделий для самолета Ил-112В. Так, например, 29 июля 2015 г. был заключен контракт между ОАО «Ил» и холдингом «Технодинамика» Госкорпорации Ростех на разработку шасси и гидроцилиндров для нового самолета.

«АС»: Николай Дмитриевич, давайте перейдем к пассажирской тематике. Где сейчас эксплуатируется широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет Ил-96-300?

Н.Т.: Продолжая многолетние традиции использования самолетов «Ил» для перевозки первых лиц государства, на нашем предприятии были разработаны модификации Ил-96 в компоновке «Салон» и других специальных вариантах. Такие самолеты в настоящее время эксплуатируются в Специальном летном отряде «Россия».

В течение ряда лет Ил-96-300 достаточно успешно летают в кубинской компании Cubana de Aviacion. Согласно контракту, на Кубу было поставлено три самолета, но с учетом высокой надежности эксплуатации Ил-96-300 и расширения географии полетов недавно на Кубу был поставлен еще один лайнер этого типа. Сейчас кубинские Ил-96-300 летают не только в страны Южной Америки, но и в ряд государств Европы, в том числе, Англию, Францию, Испанию.

Дальнейшее развитие самолета Ил-96 может быть реализовано в создании его модификации — тяжелого дальнего топливозаправщика. Заказчиком этого проекта является Министерство обороны Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.