Действия ВКС в Сирии продемонстрировали достоинства российской военной техники. Успехи Воздушно-космических сил в Сирии резко повысили интерес иностранных заказчиков к закупкам российской военной техники.
Истребители и фронтовые бомбардировщики семейства Су-30МК, Cу-35, Су-34, принимающие участие в боевых действиях, станут главным военным экспортным товаром страны. По мнению экспертов московского Центра анализа стратегий и технологий (АСТ-центра), в течение ближайших 5 лет Россия может подписать новых контрактов о поставке на экспорт не менее 200 боевых машин семейства «Су» на сумму свыше $10 млрд.
Для российских истребителей и бомбардировщиков Су-30МК, Cу-35, Су-34 операция ВКС в Сирии стала первым практическим боевым применением. И, судя по докладам Минобороны о количестве уничтоженных целей террористической группировки ИГИЛ (запрещена в России), весьма впечатляющим. Судить об этом можно и по количеству заявок в госкомпанию «Рособоронэкспорт» на приобретение этой техники. Алжир, Индия, Китай, Индонезия буквально стоят в очереди. По словам главы компании Анатолия Исайкина, доля авиационной техники в портфеле заказов составляла в 2015 году 41% — почти $5,3 млрд.
Главный фаворит — Су-35. Это самый продвинутый и технологически совершенный истребитель ОКБ Сухого поколения «4++» или «последняя ступень» перед переходом ВКС на истребители нового, 5-го поколения — Т-50. В серию Т-50 пойдет не ранее 2017 года. До этого Су-35 будет промежуточной ступенью для освоения строевыми пилотами техники нового поколения. Впрочем, слово «промежуточный» не совсем верно отражает суть новой машины. Кроме продвинутой аэродинамической схемы фюзеляжа, на Су-35 стоит новый двигатель АЛ-41Ф-1С. Именно этот двигатель будет стоять на первых серийных истребителях Т-50. От предшественников АЛ-31Ф, стоящих на Су-27/30, он отличается увеличенной тягой — 14,5 т против 12,5 т, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это дает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения.
Другое ноу-хау — перспективный радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис», обладающий уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. По своим характеристикам этот радар близок к тому, что стоит на F-22. На встречных курсах «Ирбис-Э» может обнаруживать цели на дальности до 350–400 км. На Су-35 впервые стоит отечественный безынерционный навигационный комплекс — БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача — собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечивать вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС, но может работать и без них.
Со следующего года Су-35 начнет поставляться в Китай. Согласно подписанному в конце прошлого года контракту, Пекин получит 24 истребителя Су-35. Стоимость сделки — $2 млрд. Первые машины, как сообщили в авиационной отрасли, появятся в Поднебесной уже в ближайшее время. Стало известно и о планах Индонезии купить Су-35 для замены устаревших истребителей F-5E/F Tiger. Речь в ближайшее время может идти о закупке 10 Су-35С. В боевом составе ВВС этой страны уже состоят 11 истребителей Су-30МК2 и пять Су-27СКМ. О предстоящей покупке сообщил министр обороны Индонезии Рьямизард Рьячуду по итогам переговоров с главой Совбеза России Николаем Патрушевым. Если учесть, что Су-35 стоит около $70 млн, то стоимость контракта по истребителям, вооружению и оборудованию для обслуживания к ним может составить до $1млрд.
Су-30МКИ был специально создан корпорацией «Иркут» по заказу Дели. Литера «И» в его названии как раз об этом и говорит. Это самый массовый российский истребитель поколения «4+». По данным «Известий», в настоящий момент Москва и Дели ведут переговоры о согласовании конечной цены контракта на ОКР по истребителю 5-го поколения ПАК-ПМИ (экспортный вариант российского истребителя Т-50). С $6 млрд, по сообщениям индийских источников, она снизилась до $3,6 млрд. За эти деньги мы будем обязаны передать индийской стороне три прототипа будущей машины, а также технологии для организации лицензионного производства в Индии. В свою очередь, в обмен на серьезную уступку в цене индийцы решили докупить у нас еще 40 истребителей Су-30МКИ. К 2018 году индийские ВВС рассчитывают сформировать 14 эскадрилий истребителей Су-30МКИ, доведя общее количество машин до 272.
Забавно, но индийские СМИ провели параллель между этим контрактом и тем, что Индия никак не может подписать с Францией по поставкам легких истребителей Rafale. Журналисты подметили, что только Москва способна сегодня удовлетворить потребности ВВС Индии в высококлассных истребителях без каких-либо дополнительных условий и по вполне приемлемой цене. Для сравнения: 40 Су-30МКИ обойдутся Дели в $3 млрд, тогда как 36 Rafale потянут на $6–7млрд.
Несколько лет назад 18 истребителей Су-30МКМ (М — Малайзийский) приобрел Куала-Лумпур, а в нынешнем году четыре машины Су-30СМ — российский аналог Су-30МКИ, отличается отсутствием французской и израильской электроники — купила Астана. Причем ВВС Казахстана уже в ближайшем будущем намерены довести свой парк истребителей Су-30СМ как минимум до 24. Такие же машины купило Минобороны Белоруссии. Сегодня Минск уже обладает эскадрильей Су-30СМ — 12 машин. Желание купить именно эту модификацию «Сухих» выразил Тегеран. Во время визита министра обороны Ирана Хосейна Дехгана в Москву было объявлено, что страна хочет получить не только сами истребители, но и лицензию на их производство.
— Тегеран еще 7 лет не сможет приобретать военную технику и вооружения без одобрения Совбеза ООН, — сообщил «Известиям» глава Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Тем не менее важна тенденция. Например, в отношении фронтовых бомбардировщиков Cу-34. Сейчас обсуждается приобретение 12 машин Алжиром. В дальнейшем, по нашим оценкам, эта североафриканская страна может закупить до 40 самолетов данного типа (по некоторым данным, один экспортный вариант Су-34 стоит $60–70 млн. — «Известия»). Но первым покупателем может оказаться Вьетнам.
По мнению Руслана Пухова, в ближайшие 5 лет спрос на российские истребители составит не менее 200 машин. В этой ситуации успех зависит уже исключительно от наших производственных возможностей, говорит эксперт. По данным «Известий», в прошлом году корпорация «Иркут» поставила заказчикам более 60 истребителей Су-30МК и Су-30СМ. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ) построил 14 Су-35, несколько истребителей Су-30МК2 для Вьетнама и модернизировал Су-27 до уровня СМ в интересах Минобороны. Сегодня стоит вопрос о прекращении выпуска последних и переходе предприятия полностью на выпуск современных Су-35. Новосибирский завод имени Чкалова выпускает до 18 Су-34. То есть наша авиапромышленность в состоянии производить до 100 машин разных типов в год.