Соединенные Штаты готовятся возобновить производство стратегических бомбардировщиков. С ожидаемой до конца лета выдачей контракта на LRS-B (Long-Range Strike Bomber) завершится 20-летний перерыв в серийном выпуске самолетов данного типа.
Министерство обороны США в течение всего прошлого десятилетия официально подтверждало необходимость нового бомбардировщика, а последние пять лет активно добивалось реализации программы LRS-B, но заключение контракта с разработчиком существенно повышает вероятность серийного производства новой машины, отмечают американские эксперты.
Крупным оптом дешевле
Для Министерства обороны и конгресса целесообразность закупки перспективного стратегического бомбардировщика по-прежнему актуальный вопрос. Предстоит решить, является ли программа LRS-B экономически эффективной и реализуемой с финансовой точки зрения в пределах бюджета в отличие от проектов вертолета RAH-66 «Команч» (Comanche) и боевой бронированной машины EFV (Expeditionary Fighting Vehicle), которые были закрыты до начала производственного этапа, оказавшись недоступными по средствам.
“ Если Минобороны намерено приобрести 50 Ту-160М2, то при ежегодном выпуске трех бомбардировщиков выполнение контракта продолжится до 2040 года ”
Хотя по программе LRS-B обнародовано мало информации, некоторые важные ее детали известны. Ожидается, что будет построено 80–100 перспективных стратегических бомбардировщиков стоимостью по 550 миллионов долларов за единицу в ценах 2010 года или 610 миллионов долларов в сегодняшних.
Также предполагается, что в конструкцию самолета будут интегрированы технологии малозаметности и он сможет выполнять как стратегические (с применением ядерного оружия), так и обычные боевые задачи. Суммируя эти данные с информацией о последних оборонных закупках, можно получить предварительную оценку, согласно которой LRS-B является хорошо продуманной программой, способной обеспечить высокую боевую эффективность и доступной в рамках будущих бюджетов. ВВС США должны продолжить реализацию этой программы, тогда как конгрессу и Министерству обороны необходимо в течение трех-четырех лет ее пересмотреть и убедиться, что предварительные предположения, которые легли в основу этого решения, остаются в силе.
Вопрос фактической закупочной стоимости LRS-B – один из ключевых показателей для продолжения реализации программы. Как уже упоминалось, сейчас она прогнозируется на уровне 550 миллионов долларов за самолет. Приобретение одного стратегического бомбардировщика B-2 обошлось в 1,2 миллиарда долларов. Но этот уровень цены определился после того, как выяснилось, что производственная программа B-2 ограничится строительством 21 платформы – в шесть раз меньше ранее запланированного объема.
Если спроецировать расчеты по B-2 на программу LRS-B, в рамках которой сегодня предполагается приобретение 80–100 самолетов, средняя стоимость перспективной машины окажется существенно ниже.
Другая наиболее близкая для проведения анализа параллель – бомбардировщик B-1B. Объем закупки этих машин был сравним с показателем по LRS-B, а средняя стоимость за единицу составила 350 миллионов долларов в ценах 2010 года.
В отличие от B-1 или B-2 при создании LRS-B, судя по обнародованным данным, не предполагается революционных технологий. Между тем программа B-2, по которой разрабатывались конструкция сложной геометрии и перспективные композиционные материалы (КМ), была новаторской. Получение требуемых герметичных швов с применением существовавших на тот момент технологий было затратным и неэффективным. Характерным для программы B-2 также было внесение конструкционных изменений в процессе проектирования.
Сейчас производство композитных конструкций сложных форм является обычным делом. Вместе с тем хотя преимущества индустрии трехмерной печати металлических и пластиковых деталей находят широкое понимание, такие прогрессивные возможности, как трехмерное распределение волокон композиционного материала, подача связующего и нанесение покрытия с компьютерным управлением, пока не пользуются особой популярностью. При реализации программы LRS-B будут использоваться все достижения в области производства деталей из КМ, наработанные в 2000-е при создании B-2.
Существуют некоторые данные, свидетельствующие, что планер LRS-B будет меньших габаритов, чем у B-2. Вместе с тем известно, что производственная себестоимость самолета тесно увязана с его массой. Соответственно если LRS-B по своим габаритам будет меньше, чем B-2, значит, одна из важных составляющих стоимости также будет меньше.
Сведение таких данных, как увеличенное число самолетов, применение производственных процессов с компьютерным управлением и меньшие габариты, дает аргументы в пользу того, что себестоимость планера LRS-B окажется в пределах между показателями B-1 и B-2.
Вместе с тем основную часть стоимости любой авиационной платформы составляет не конструкция аппарата, а электроника и другие бортовые системы. Министерство обороны США утверждает, что для оснащения LRS-B будут в максимальной степени применяться уже отработанные подсистемы. В их числе с большой долей вероятности авиадвигатели, БРЛС, комплексы бортовой обороны и система обслуживания полезной нагрузки. В зависимости от степени, в которой станут использовать имеющееся на сегодня производство этих систем – особенно крупносерийное по программе F-35, могут существенно уменьшиться расходы на LRS-B в сравнении с B-2, для которого все, за исключением двигателя, разрабатывалось и выпускалось специально.