Иллюстративное фото
В польской прессе продолжают предпринимать попытки осуществления анализа событий на Украине и вокруг неё. При этом в современной польской «информационной традиции» принято верить тому, что российская армия готова двинуть свои батальонные тактические группы на Киев.
Один из размышляющих на эту тему – польский историк Томаш Козловский, доцент института политических наук Польской академии наук». Козловский решил сравнить происходящее вокруг Украины сегодня с тем, что происходило в Польше в 1981 году. По его словам, «есть общее».
Томаш Козловский:
Информация о том, что Путин хочет установить в Киеве пророссийское правительство напоминает то, что происходило с Польшей в 1981-м. Как считает большинство историков, Польше тогда угрожало вторжение советских войск. Хотя никаких подтверждений этим заявлениям нет, но это не отменяет того факта, что в 1981 году Кремль создавал впечатление готовности нанесения военного удара.Речь идёт о ситуации в Польше, когда было введено военное положение. На этом фоне Советский Союз проводил масштабные военные учения.
Основной целью введения военного положения в ПНР было снижение активности спонсируемого западными спецслужбами профсоюза «Солидарность» и укрепление позиций Польской объединённой рабочей партии (ПОРП). Две стороны конфликта возглавлялись Войцехом Ярузельским и (формально) Лехом Валенсой. На момент начала 1980-х Ярузельский одержал победу, ввод советских войск в ПНР не потребовался.
Польский историк:
Войска СССР группировались у польских границ в 1981, как группируются сегодня войска РФ у границ украинских. При этом вся машина Варшавского договора должна была быть готова на случай полного краха ситуации в Польше. Советские, восточногерманские и чехословацкие службы провели разведку дорог, инфраструктуры. Но были сомнения, что Ярузельский поддержит введение военного положения. Тогда в Москве решили готовить более просоветскую команду для польской власти. По словам Козловского, советские спецслужбы тогда начали работу по выявлению в Польской Народной Республике сторонников более тесных связей с СССР, «устанавливали с ними тесные связи с целью последующего продвижения в правительственные структуры». Козловский говорит о том, что такая деятельность синхронизировалась с ГДР и ЧССР.
Как пишет польский историк, советские власти планировали введение экономических санкций вплоть до сокращения поставок важного сырья в Польшу на тот случай, если власть будет переходить в руки антикоммунистических сил. При этом Козловский высказывает свою точку зрения относительно того, почему СССР сразу не вмешался в польские события 1981 года напрямую. По мнению Козловского, у СССР был не самый вдохновляющий опыт вмешательства в ситуацию в Венгрии и Чехословакии в 50-е и 60-е годы, а также уже набиравшая обороты война в Афганистане. Также, как считает доцент политического института, Брежнев опасался развязывания ядерной войны с США, которые могли вмешаться.
При этом польский историк, проводя свои параллели между событиями 1981 и 2022 годов, не считает увеличение численности американского контингента в Польше чем-то позитивным для самой Польши. По его мнению, если кто-то считает, что Варшава и все остальные приняли во внимание ошибки прошлого, то этот человек ошибается.