Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, подписанный 8 апреля 2010 года президентами Обамой и Медведевым, обязывает стороны сократить количество своих ядерных боезарядов до 1 550.
Количество развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и тяжелых стратегических бомбардировщиков ограничивается 700 единицами.
Согласно данным, опубликованным 1 апреля Госдепартаментом США, стороны уже достигли или близки к достижению указанных цифр.
Соединенные Штаты обладают 741 развернутой платформой для пуска с 1 481 ядерной боеголовкой, а у России 521 средство-носитель с 1 735 ядерными боезарядами.
Разница незначительная, и она не влияет на стратегический баланс. У России в данный момент меньше пусковых установок, но такое неравенство объясняется тем, что МБР с разделяющимися головными частями индивидуального наведения имеют более широкое поле применения — одна МБР может нести до десяти боеголовок.
Американские МБР наземного базирования застряли в 1970-х годах
На вооружении у США имеются МБР наземного базирования только одного типа — LGM-30G Минитмен-3. Каждая ракета несет по одному боезаряду W87 мощностью до 300 килотонн (но может нести до трех боеголовок).
Последняя ракета этого типа была изготовлена в 1978 году. Это значит, что самой «молодой» из них — 38 лет. Эти ракеты неоднократно модернизировались, а срок их службы планируется завершить в 2030 году.
Новая система МБР под названием GBSD (средство стратегического сдерживания наземного базирования) похоже застряла на стадии обсуждения.
ВВС США запросили 62,3 миллиарда долларов на разработку и производство новых ракет, и надеются в 2017 году получить 113,9 миллиона долларов.
Однако Белый дом не поддерживает эту заявку. На самом деле, многие там против данной идеи. Разработку отложили на год, а теперь перспективы GBSD будут зависеть от исхода президентских выборов в 2016 году.
Издание отмечает, что американское правительство намерено потратить на ядерное оружие колоссальную сумму: около 348 миллиардов долларов к 2024 году, причем 26 миллиардов пойдет на МБР. Но для GBSD 26 миллиардов недостаточно. Реальные расходы могут оказаться выше, учитывая то обстоятельство, что США давно уже не производили новые межконтинентальные ракеты наземного базирования.
Последняя такая ракета под названием LGM-118A Пискипер была развернута в 1986 году. Но к 2005 году США в одностороннем порядке сняли все 50 ракет этого типа с боевого дежурства, хотя не будет преувеличением сказать, что LGM-118A Пискипер была лучше в сравнении с LGM-30G Минитмен-3, так как могла нести до 10 боеголовок.
Несмотря на провал Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2, которым запрещалось использование РГЧ с индивидуальным наведением, США добровольно отказались от своих РГЧ.
Доверие к ним было утрачено из-за большой стоимости, а также из-за скандала, в ходе которого выяснилось, что у этих ракет почти четыре года (1984-88 гг.) не было системы наведения AIRS (усовершенствованная инерциальная опорная сфера). Кроме того, компания-производитель ракет пыталась скрыть задержку поставки — в то время, когда холодная война подходила к концу.
Российские МБР наземного базирования: новые технологии против ПРО
Россия в данный момент обладает широким спектром МБР наземного базирования, в том числе, на мобильных пусковых установках. В 2015 году ракетные войска стратегического назначения России получили 24 новых подразделения ракет РС-24 Ярс как в шахтной, так и в мобильной версии. Эта ракета может нести 3-4 РГЧ индивидуального наведения, которые способны преодолевать системы противоракетной обороны.
Можно с большой долей уверенности предположить, что объем поставки таких ракет в 2016 году не уступит уровню 2015 года. Россия сможет к 2020 году заменить ракету Тополь (по сути дела, это эквивалент Минитмена-3) на новейшие образцы, которые способны преодолевать системы ПРО противника.
Россия также обладает тяжелыми жидкотопливными МБР наземного базирования. Хорошо известна ракета Р-36М2 Воевода, находящаяся на вооружении с 1988 года. Она может нести 10 боеголовок мощностью до 750 килотонн каждая. В этом году пройдут испытания новейшей ракеты РС-28 Сармат, которая в 2020 году должна прийти на смену Воеводе, и будет обладать возможностями по преодолению ПРО.
Сармат
Прежде всего, ожидается, что эта ракета будет выводить боезаряд на суборбитальную траекторию (она несколько короче круговой орбиты, которая запрещена международными соглашениями).
Удар этой ракетой можно наносить откуда угодно, даже с Южного полюса. Это вынуждает вероятного противника создавать интегрированную систему противоракетной обороны, которая является крайне дорогостоящей даже для США.
Более того, боеголовки входят в атмосферу на гиперзвуковой скорости и движутся по более протяженной траектории, маневрируя на скорости 7-7,5 километра в секунду.
Время предстартовой подготовки ракеты будет сведено к минимуму, составляя менее минуты с момента получения приказа.
У России также есть таинственная ракета РС-26 Рубеж. Информации о ней немного, но скорее всего, этот комплекс является дальнейшим развитием проекта Ярс, обладая возможностью наносить удары на межконтинентальной и средней дальности. Минимальная дальность пуска этой ракеты составляет 2 000 километров, и этого достаточно для прорыва американских систем ПРО в Европе.
Соединенные Штаты возражают против развертывания данной системы на том основании, что это будет нарушением договора РСМД. Но такие утверждения не выдерживают критики: максимальная дальность пуска РС-26 превышает 6 000 километров, а это значит, что она является межконтинентальной баллистической ракетой, но не баллистической ракетой средней дальности.
Вывод
С учетом вышесказанного National Inerest делает вывод, что Соединенные Штаты существенно отстают от России в разработке МБР наземного базирования. У Соединенных Штатов одна, причем довольно старая межконтинентальная баллистическая ракета Минитмен-3, способная нести только одну боеголовку. А перспективы разработки нового образца ей на замену весьма неопределенные.
В России ситуация совсем иная. МБР наземного базирования обновляются регулярно — на самом деле, процесс разработки новых ракет идет безостановочно.
Каждая новая МБР разрабатывается с учетом прорыва ПРО противника, в силу чего проект европейской ПРО и наземная система противоракетной обороны на маршевом участке полета (комплекс противоракетной обороны США, предназначенный для перехвата приближающихся боевых частей) в обозримой перспективе будут неэффективны против российских ракет.
в 2012 Закрыт ПОСЛЕДНИЙ реактор производящий оружейный плутоний в России.
Или не закрыт? и вы лжете, как всегда?