Как известно, Швеция формально более двух столетий хранит военный нейтралитет и отказывается не только от участия в войнах, но и от членства в каких-либо военных блоках и коалициях. Нейтралитет Стокгольм сохранял и в Первую, и даже во Вторую мировые войны, хотя, конечно, были и свои нюансы. Но сейчас Швеция все активнее сотрудничает с НАТО, хотя в блок пока не входит в качестве его участника.
Смысл сотрудничества Стокгольма с Брюсселем – консолидация сил для противостояния России. Почему-то Швеция считает Россию очень опасной для себя угрозой, хотя уже давно не имела никаких конфликтов с нашей страной. По накалу антироссийских страстей шведская пресса не уступает прибалтийской и украинской, а шведские военные регулярно проводят совместные маневры и тренировки с военнослужащими армий стран НАТО.
В 2014 году Швеция и соседняя Финляндия, так же нейтральная, получили (Enhanced Opportunity Partnership, EOP) – так называемую «золотую карту» НАТО, предполагающую возможность сотрудничества с расширенными полномочиями. Фактически Швеция и так уже ведет себя как член альянса, хотя формально в нем и не состоит. В свою очередь, в Брюсселе хотят еще более глубокой интеграции шведских вооруженных сил в военную систему альянса.
В беседе со шведским изданием Dagens Nyheter генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг вновь вспомнил привычные тезисы Брюсселя о нарастающей угрозе со стороны России, подчеркнув, что соседние с Россией страны Прибалтики якобы сами и демократическим путем приняли решение о вступлении в НАТО, и поэтому ни о каких агрессивных намерениях альянса его продвижение на восток не говорит. При этом, генсек НАТО упомянул и китайскую угрозу, которая является вызовом для альянса и для Швеции тоже. Правда, чем угрожает Китай Швеции, не очень понятно, но ведь НАТО действует в интересах США, и если Швеция хочет теснее сотрудничать с альянсом, то враги альянса будут и ее врагами тоже.
Вовлечение Швеции в НАТО важно для альянса тем, что позволит еще более активно использовать шведскую территорию в качестве плацдарма для возможных действий против России. Уже сейчас активно используется остров Готланд, где США проводят стрельбы с применением РСЗО Himars.
Кроме того, на северном направлении, как считают на Западе, прослеживается слабость альянса: прибалтийские страны и Норвегия – это очень слабые противники для России, поэтому в планах Брюсселя укрепить этот фланг НАТО путем привлечения Швеции и Финляндии. Обе страны обладают хоть и немногочисленными, но хорошо вооруженными и обученными армиями, и этот вопрос также нельзя сбрасывать со счетов.
Но и Стокгольму следовало бы понимать: даже сейчас, при высоких темпах сотрудничества с альянсом, Швеция все еще воспринимается в России как нейтральная страна. При вступлении в альянс она потеряет этот статус, а вместе с тем и все его преимущества.
Близкое географическое расположение к России делает Швецию одной из первостепенных мишеней для российского оружия в случае начала крупномасштабного конфликта с НАТО. Надо ли это стране, которая благополучно избежала даже ужасов Второй мировой войны? Вот над этим и следовало бы поразмыслить шведскому обществу. Правда, мнения в нем полярные: примерно по трети шведов выступают за и против вступления в НАТО, а еще треть – сомневается. Но, конечно, если потребуется, то Стокгольм благополучно проигнорирует мнение противников участия в альянсе.