В странах «первого мира» аналитики исследуют «четвёртый мир». Тема различий между социальными группами в США уже много лет считается табу. Однако всё большее число исследователей пытается понять, в чём состоят особенности жизни слоёв «четвёртого мира», заключённых в границы государства мира «первого».
Имеют ли право хозяева «первого мира» критиковать «третий мир», если сами у себя игнорируют мир «четвёртый»?
Об этом пишет Крис Перрин на портале «Antimedia».
До того как Джордж Мануэль опубликовал свою книгу «Четвёртый мир: индейская реальность» («The Fourth World: An Indian Reality»), сами идеи о любых действительных различиях между группами населения в развитых странах были табуированы. В те времена права коренных народов ещё не обозначались как политическая проблема, как пятно на том относительно чистом листке статистики, который страны «первого мира» предъявляли планете как образец.
Однако после выхода книги (она появилась в 1974 г. — О. Ч.) всё больше учёных стремится изучить различия между социальными группами — точнее, между обитателями «четвёртого мира», существующими внутри стран «первого мира».
Четвёртый мир — это в основном те группы населения, которые живут в данном государстве, но никак или почти никак не представляются правительством этого государства. Эти группы населения с точки зрения категории первого мира, как правило, бедны и не соответствуют критериям страны «первого мира». Они в буквальном смысле угнетены. Фактически то же самое в открытом виде вы видим в странах третьего мира, когда смотрим на Африку и Южную Америку. К сожалению, четвёртый мир растёт, отмечает автор.
Как пишет Энтони Дж. Холл на стр. 283 своей книги «Американская империя и четвёртый мир» («The American Empire and the Fourth World»), коренные народы — не единственные, кто ощущает себя маргиналами в рамках североамериканского «четвёртого мира».
Для афроамериканцев и латиноамериканцев «четвёртый мир» представляет собой ту же старую реальность под новым именем. После экономического краха 2008 года чернокожее и латиноамериканское население превратилось в ещё больших маргиналов, чем раньше. Как правительство когда-то говорило раньше о коренных популяциях, так теперь оно должно говорить о других расовых и этнических группах.
Чернокожие американцы чувствуют себя «всё более ограниченными в городских гетто», где возможностей «первого мира» просто не существует.
Надо учитывать и разницу в доходах. Движение «Occupy», отмечает аналитик, чётко указывает на то, что работающие бедняки больше не ощущают соблюдение их интересов государством «первого мира». И если учесть, что работающее, но бедное население США представляет собой этнически разнообразную группу, уже явно похожую на маргинальную, надо допустить, что американское население «четвёртого мира» по крайней мере сопоставимо с населением «первого мира» Америки. Но посмотрите-ка: правительство США продолжает (хотя бы номинально) поставлять помощь странам «третьего мира», а «четвёртый мир» внутри США медленно, но верно забывается.
В то время как «первый мир» критикует различные правительства в «традиционных» странах «третьего мира» как несправедливые и коррумпированные, твердя о продолжающихся нарушениях прав человека, такие же нарушения, совершаемые по отношению к «четвёртому миру», постоянно игнорируются.
Если такое «представление» имеет у правительства всё большее число людей в США, то следует пересмотреть сами понятия «первого» и «четвёртого» мира. Что ещё более важно, так это то, что место в «первом мире» Соединённых Штатов надо бы перепроверить.
Правда о бедном «четвёртом мире» на Западе, добавим, — вовсе не плод фантазии автора. Разрыв между богатыми и бедными в «первом мире» стал увеличиваться после кризиса 2008 года, и число бедных стало расти — и не только в США.
По открытым данным Бюро переписи населения США, численность бедных в стране оценивается в 46,180 млн. человек (2010 г.), что составляет 15,1% от всего населения (чертой бедности на тот год считались доходы в 22314 долл. в год на семью из четырёх человек).
В указанном году количество бедных в Соединённых Штатах оказалось на максимальном уровне за всё время наблюдений (с 1959 года). Их удельный вес в общей численности населения стал максимальным с 1984 года. При этом сообщалось, что количество бедных в стране увеличивается уже четвёртый год подряд.
Похожая картина и в Германии — там почти седьмая часть населения (11,5 млн. чел.) живёт у черты бедности или ниже таковой. Количество бедноты выросло за последние десять лет на треть.
И Германия, и США, напомним, относят себя к «первому миру».
Россия тоже может похвастаться большим числом нищих.
В конце февраля ТАСС привело данные о численности россиян, которые имеют доходы ниже прожиточного минимума. Об этом сообщил министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин в интервью «НТВ».
«За год эта цифра увеличилась в абсолютном выражении на 3 миллиона, то есть было 16, стало 19 миллионов людей, которые находятся ниже черты прожиточного минимума. 60%, а то и 70% из этих бедных — это семьи с детьми», — цитирует министра агентство.
Прожиточный минимум в общем по России устанавливается постановлением правительства поквартально по основным социально-демографическим группам: для трудоспособного населения, пенсионеров, детей и отдельно в расчёте на душу населения. Прожиточный минимум на душу населения в третьем квартале 2015 года был установлен в размере 9673 рубля.
19 миллионов от 146,5 млн. жителей России, добавим, — это почти 13%.
Правда, Россия себя к «первому миру» не относит и уж тем более не объявляет «исключительной».