Ситуация в Ливии остается крайне напряженной. Войска ПНС и ЛНА ведут ожесточенные бои в Триполитании (западная часть страны). Но маршалу Хафтару перестала улыбаться удача: его подразделения отступают, освобождая целые города и теряя дорогую военную технику.
Армия Хафтара оставляет военную технику
Источники, близкие к ПНС, сообщают о продолжающемся отступлении частей Ливийской национальной армии маршала Хафтара от Триполи. Судя по всему, недавняя потеря стратегически важной авиабазы Аль-Ватия нанесла очень серьезный удар по позициям Хафтара в Триполитании. Так, войска Правительства национального согласия Фаиза Сараджа взяли город Тархуна. Об этом сообщила «Аль-Джазира», а также ряд источников в социальных сетях, ориентированных на ПНС Сараджа.
Напомним, что город Тархуна находится в муниципалитете Эль-Маргаб в 80 километрах к югу от Триполи. До войны население города составляло около 296 тысяч человек. По мнению многих аналитиков, захват Тархуны позволяет говорить о завершении неудачной операции войск Хафтара по штурму Триполи.
Верная маршалу Ливийская национальная армия более не угрожает столице. Более того, вслед за Тархуной боевые действия неизбежно переместятся дальше, в Сирт и Бани-Валид.
Помимо отступления, верные маршалу войска теряют и дорогостоящую боевую технику. Так, на странице в Twitter появилось видео буксировки вертолета Ми-24 российского производства, который, как утверждают противники маршала, был накануне захвачен у верных ему войск.
Также в Twitter демонстрируются фотографии захваченных у Хафтара вертолета российского производства Ми-35 и артиллерийских орудий, которые использовались при обороне аэропорта.
Вертолет Ми-35, как уверяют повстанцы, захваченный у войск Хафтара
А вот захваченное вооружение Ливийской национальной армии.
Неудачи Хафтара связывают с активным включением в боевые действия в Ливии Турции, которая не только помогает вооружением правительству Сараджа, но и направила в Северную Африку как бойцов сирийских радикальных формирований, так и военнослужащих турецкой регулярной армии. Противники Хафтара утверждают, что на стороне маршала сражаются россияне из т.н. «ЧВК Вагнера», однако эти утверждения лишены конкретных доказательств.
Тем временем, представители Правительства национального согласия выступают с победными заявлениями. Так, министр внутренних дел ПНС Фатхи Башагха заявил, что отступление Хафтара от Триполи станет «началом конца» всего проекта маршала. Также он призвал находящиеся под контролем Ливийской национальной армии города и территории восстать против власти Хафтара.
Какой путь выберут покровители Хафтара?
Однако говорить об однозначной победе ПНС пока очень преждевременно. Многое будет зависеть от того, сколь эффективную помощь окажут маршалу его покровители. ПНС удалось обыграть Хафтара благодаря принципиальной разнице в характере поддержки: если ОАЭ, Египет, Греция, Россия оказывали Хафтару дозированную и скрытую помощь, то Турция открыто и демонстративно вмешалась в конфликт на стороне Фаиза Сараджа. Если такую же стратегию сейчас выберут покровители Хафтара, то успех ПНС может остаться в прошлом.
Впрочем, поддержка со стороны той же Франции, которая оказывалась Хафтару, также может прекратиться. Например, немецкий аналитик В.Лахер видит в российском военном присутствии в Ливии куда большую угрозу для Евросоюза, включая и Францию, чем турецкая интервенция для поддержки режима в Триполи.
В любом случае, текущие события показывают: маршалу не только не удалось взять Триполи, но под вопросом оказалось и присутствие его войск во всей Триполитании. Если они будут вытеснены из этого региона окончательно, то раскол Ливии на фактически обособленные друг от друга территории, «квазигосударства», закрепится на неопределенное время.
То есть, произойдет «сомализация» Ливии: в Триполитании будут держать власть сторонники Фаиза Сараджа, поддерживаемые Турцией, а в Киренаике – Халифа Хафтар, пользующийся помощью соседнего Египта. А ведь есть еще и огромная южная ливийская провинция Феццан, в которой вообще свои расклады, зависящие от взаимоотношений племен арабов-бедуинов, туарегов и тубу.
Наконец, как «ВО» уже сообщало в предыдущих материалах, существует вероятность появления нового лидера, которого могут противопоставить режиму в Триполи. Ведь Хафтар, в конце концов, человек пожилой и рано или поздно, но у оппозиции ПНС должен появиться более молодой руководитель, пусть и без такого внушительного военного опыта и послужного списка.
Вот что происходит, тем временем, в окрестностях Триполи: