Тема «Мистралей» должна была закрыться, когда в начале августа Франсуа Олланд объявил об окончательном отказе от поставок вертолетоносцев в Россию. Казалось бы, точка поставлена, как там Минобороны будет вытряхивать из Франции компенсацию и что французы сделают с кораблями — дело десятое. Но не тут-то было. Прикипели мы к этим вертолетоносцам.
Вроде уже сошлись на том, что не особо нужные, дороговаты, да и сами можем построить какие захотим, но нет, эпопея «Мистралей» еще не подошла к концу. Как же не обсудить размер компенсации? А сколько там за кормовые секции перечислили? А за демонтаж оборудования накинут? А если курс рубля учесть? Тут без калькулятора не обойдешься. А дальнейшее использование! Вдруг затопят? Да не должны вроде, дорогие же корыта получились. А ну как в США продадут или в Австралию какую-нибудь? Не, наши не позволят, право вето за собой оставили. А может себе оставят? Хотя куда им столько…
И вот вроде бы снова поставлена точка. Третьего сентября появилась окончательная цифра. Россия получила обратно 949 755 849 евро. Из них 893 миллиона — это сам аванс и еще 56,8 миллиона евро компенсации за установку оборудования и обучение экипажа. Две построенные на Северной верфи и проданные Франции кормовые секции пошли в чистый доход. Через 20 дней стало известно, что покупателем вертолетоносцев станет Египет. Можно, наконец, забыть? Нет. Есть еще, о чем посудачить.
Взять хотя бы вертолеты. Ведь эти «Мистрали» строились специально под российские вертолеты, а Ка-52К, соответственно, специально разработаны для укомплектования этих кораблей. Одно без другого не смотрится. Похоже, Египтяне тоже пришли к похожим выводам, потому как взяли и прикупили сразу партию наших палубных вертолетов Ка-52К «Аллигатор». Продать разом 50 штук — это очень выгодная сделка.
Тем более Египту. Отношения между нашими странами хорошие. Взаимовыгодная торговля, научно-техническое сотрудничество. Львиную долю потребляемой пшеницы Египет закупает в России, а обратно идут фрукты и овощи. Не будем забывать о перспективах создания российской промышленной зоны в районе средиземноморского устья Суэцкого канала и атомной энергетике Египта, которая строится руками российских специалистов. Да и внешняя политика России на Ближнем Востоке Египту на руку. Газопровод Катар — Европа точно так же ударит по планам Каира, как и по интересам Москвы.
Напомню, что недавнее открытие второго русла Суэцкого канала было необходимо для того, чтобы по этой транспортной артерии могли проходить танкеры осадкой свыше 22 метров. Египет планирует удвоить количество судов, проходящих через канал, и увеличить доходы от этого важнейшего для мировой торговли транспортного узла. Деньги на форсирование строительства собирались по подписке со всего народа Египта. В таких условиях поддерживать свержение Асада Каиру явно не с руки. Правда, египтяне поиздержались с каналом, поэтому деньгами на покупку «Мистралей» помогла Саудовская Аравия. Соответственно и применять вертолетоносцы планируется в Красном море у берегов Йемена, Судана и Эритреи.
Но и тут не закончился сериал про «Мистрали». Ведь кроме корпусов и вертолетов нужна еще и электронная начинка. А Россия, в соответствии с договором, начала демонтаж оборудования. ТАСС сообщает, что боевые информационно-управляющие системы уже сняты и отправлены на родину. Демонтаж Франция оплатила отдельно. Но без РЛС и БИУС вертолетоносцы Египту не нужны. А поскольку они комплектуются российскими вертолетами, то и управляющие системы логично взять российские. Пока никаких четких договоренностей нет, и часть еще не демонтированных систем может остаться на кораблях, но основное уже снято. Причем по-другому и быть не могло.
Какие бы там ни были прекрасные отношения с Египтом, но некоторые блоки управления на экспорт категорически не предназначены. Так что Франции, по всей видимости, придется еще раз раскошелиться. Теперь уже на монтаж российского оборудования. А возможно, что и на его покупку, смотря кто как и с кем договорится. Таким образом, во втором сезоне российско-французского сериала «Мистрали» появился еще один главный действующий персонаж — Египет. И сдается мне, что нас ждет еще много серий. Впереди еще боевое применение, а понаблюдать за успехами почти российских кораблей страсть как охота.