Осторожные предположения о том, что в Сирию перебрасываются подразделения армии России, на этой неделе полностью подтвердились. Несмотря на то что некоторые комментаторы до сих пор ищут следы «фейков» во всей поступающей из этой страны информации, сейчас совершенно ясно – в Сирию по договорённости с законным правительством начинают входить Вооружённые силы РФ. Хотя пока официально об этом не объявлено.
Летят самолёты, плывут пароходы… в Сирию
«Морской экспресс» в Сирию продолжает работать как часы – практически через день, как по расписанию, туда ходят наши большие десантные корабли (БДК). «Воздушный мост» из России в аэропорт им. Басиля Асада под Латакией принял масштабный характер. Только Ан-124 «Руслан» прилетал в Сирию по 1–3 раза в день. А Ил-76 Министерства обороны РФ, МЧС и других структур – куда в большем количестве.
Выяснить, какие рейсы летят и куда, – несложно. В Интернете существуют ресурсы, позволяющие отследить сигнал транспондера, который стоит на самолётах для того, чтобы пассивные радары авиадиспетчеров могли их отслеживать. Большинство гражданских и военно-транспортных бортов оборудованы такими устройствами, бывают они и на боевых самолётах.
Сеанс «разоблачений»
Американцы как через официальных лиц, так и через вбросы в источники типа Stratfor сначала сообщили о том, что на аэродром в Латакии переброшены 4 истребителя Су-30СМ. Затем они опубликовали кадр, сделанный коммерческим спутником, на котором видно, где именно стоят эти машины. Затем пошли сообщения и о других боевых самолётах и вертолётах, которые также сопровождались кадрами с того же спутника.
На момент написания статьи американцы заявили о появлении 28 боевых самолётов ВВС РФ на полосе аэродрома имени старшего сына Хафеза Асада. Это 4 тяжёлых многофункциональных истребителя Су-30СМ, 12 штурмовиков Су-25 (очевидно, модернизированные Су‑25СМ или СМ3), 12 бомбардировщиков Су-24М. Последние, вероятно, оснащены системой «Гефест», позволяющей резко нарастить возможности самолёта и повысить точность бомбометания даже обычными бомбами до сравнимой с корректируемыми.
То есть группировка, по сути, представляет собой смешанный авиаполк, способный выполнять удары по земле днём и ночью в различных метеоусловиях. Да ещё имеющий «зубастое» прикрытие от атак с воздуха. Причём появилось даже фото, сделанное кем-то из сирийцев непосредственно на аэродроме, рядом со стоянкой красавцев Су-30СМ и штурмовиков. Как говорится, «суду всё ясно».
Лидирование звеньев
19–20 сентября одному сирийскому радиолюбителю, поддерживающему исламистов из провинции Хомс, удалось записать переговоры русских военных лётчиков. Затем были сняты две группы военных самолётов. В каждой было по одному военно-транспортному самолёту Ил-76 (или танкеру Ил-78) и по звену из 4 боевых машин. Похоже, Су-30СМ и Су‑24М. Летели они в сторону Латакии.
Это стандартная практика ВВС РФ при дальних международных перелётах – транспортник является для звена лидером. Если это танкер – то он же их и дозаправляет в полёте. А вот штурмовики Су‑25 и вертолёты могли лететь как в составе такой группы, делая промежуточные посадки где-то в Иране, так и в разобранном виде – внутри «Руслана». Даже с баками радиус действия Су‑25 не очень велик, да и дозаправки в воздухе у них нет. Посадки Ил-76 действительно происходили в иранском городе Хамадан – вероятно, или на дозаправку, или на дополнительную загрузку.
Также американцы сообщают о появлении в Сирии более 20 вертолётов, в том числе ударных Ка-52А, Ми-35М и транспортно-десантных Ми-8. На фото аэродрома действительно видны вертолёты на стоянках, позиции артиллерии, новое оборудование, активные строительные работы.
За океаном утверждают, что для нужд ВС РФ переоборудуются и укрепляются несколько объектов близ Латакии, в частности арсеналы. Сообщают в США и о том, что в составе группировки замечены ЗРК «Панцирь-С» и С-300. Возможно, даже С-400. Их спутниковый снимок также имеется, но где он сделан, не очень понятно.
Сирийцы, кстати, этого не отрицают. Да и логика развёртывания группировки говорит о том, что части ПВО там должны быть. Они нужны для того, чтобы исключить даже случайное вмешательство ВВС Израиля или Турции.
Легко ли найти шило, если его не прячут
Возникает вопрос: а с чего это американцы, которые в прошлом году успешно проспали выдвижение группировки ВС РФ в Крыму и проморгали саму крымскую операцию, так хорошо вскрывают развёртывание наших частей в Сирии? Неужели над Россией у США летают спутники, собранные из деталей с китайского радиорынка, а над Сирией – более качественные? Конечно нет.
Всё дело в том, что в нашей армии ещё с советских времён отлично отработано искусство маскировки, скрытной переброски войск, противодействия техническим средствам разведки, как орбитальной, так и воздушной или дистанционной наземной. Поэтому спутники-разведчики, как военные, так и коммерческие, график пролёта которых известен, проблемой не являются. Беспилотники опаснее, но и с ними можно бороться – подавить и даже перехватить управление. Против радиоразведки есть радиомолчание, ложные источники и прочие хитрости.
Конечно, переброску войск в Сирию скрыть сложнее. Корабли идут через турецкие проливы, а самолёты летят над Ираном и Ираком, соблюдая правила с включёнными транспондерами. Но, с другой стороны, если бы очень хотели, то скрыли бы следы переброски куда лучше. Что мешало закрыть все грузы на палубах чехлами или спрятать машины на аэродромах прибытия? Раздолбайство исполнителей?
Верится в это с трудом – дело крайне серьёзное, всех причастных, как принято в армии, заинструктировали до ужаса. Вывод – Россия специально демонстрирует ту часть переброшенных сил, которую хочет показать. Москва частично вскрывает свои силы, намерения, их серьёзность и заодно предостерегает от необдуманных шагов.
Сухопутные подразделения – для чего они?
Сирийцы утверждают, что все подходы к формируемой российской авиабазе перекрыты двойной системой укреплений. Внешнее кольцо обороны держат сирийские военные, а внутреннее – российские. Якобы в Латакии уже появились совместные патрули и блокпосты. Сколько тут правды – пока не ясно. Есть в Сирии слухи и о наличии в составе развёртываемого контингента дальнобойных РСЗО и пусковых установок оперативно-тактических ракет. Действительно, по логике построения таких группировок, «Точка‑У» или «Искандер» были бы крайне желательны. Как и «Смерчи», в дополнение к авиации. Пишут и о наличии и танков, но доказательств пока нет.
В любом случае для обороны крупной авиабазы нужно иметь минимум одну батальонную тактическую группу, а то и более. Сирийцы и западные источники сообщают, что русские, мол, планируют использовать не только аэропорт им. Басиля Асада, но и аэродром сельхозавиации под Тартусом (видимо, для вертолётов), крупнейшую авиабазу под Хомсом, авиабазы в Хаме и Дамаске. Более того, есть сведения, что российские специалисты посетили даже авиабазы под Алеппо и Дейр-эз-Зором, который и вовсе находится в блокаде «Исламского государства».
Подготовка к большому контрнаступлению в Сирии и Ираке
Вместе с предварительным этапом развёртывания российской группировки идут и большие приготовления у сирийцев. Наиболее свежие и хорошо оснащённые части концентрируются в провинциях Хомс, Хама и Алеппо. Кроме этого проходят осторожные наступательные операции на подступах к Пальмире, Дераа и в других районах. Возможно, для занятия удобных плацдармов для наступления.
В тех же районах концентрируются и отряды шиитских батальонов и бригад добровольцев, которых «импортирует» в Сирию Иран. В частности, иракских шиитов или афганцев-хазарейцев. Они уже давно начали массово прибывать в Сирию, но в боях замечены слабо. Достаточно давно прибывают в Сирию и подразделения иранских «отпускников» из состава сил «Кодс» КСИР, предназначенных для зарубежных операций. Появились и регулярные части КСИР и даже якобы сухопутные войска Ирана. Но в боях они также особо не замечены в отличие от советников и инструкторов. Причём число рейсов иранской военной авиации в Сирию выросло в несколько раз одновременно с началом повышенной активности России.
Видимо, как только будет объявлено о создании военной коалиции по борьбе с исламистской чумой в Сирии, иранские силы начнут активные действия вместе с российскими и сирийскими. Правда, не очень понятно, будет ли активнее действовать Иран в Ираке. Ведь разгромив ИГ в Сирии, но, оставив его в Ираке, – проблемы не решить.
Также среди сирийцев ходят разговоры, что в коалиционных действиях примет участие и Китай, который уже заявлял о готовности к ударам по ИГ. В Пекине дали понять, что с американской «коалицией, имитирующей полезные действия», Поднебесной не по пути. Отряд ВМС Китая из нескольких эсминцев и фрегатов сейчас прошёл Суэц и вышел в Средиземноморье.
Возможные действия коалиционных сил имеют много вариантов. Например, возможна зачистка бандитских анклавов вроде Восточной Гуты, на блокирование которых нужно много войск. Или взятие Пальмиры и продвижение на Дейр-эз-Зор. Реальна и операция против исламистов в Алеппо.