В последнее время руководство Белоруссии с большим пафосом стало говорить о том, что имеет у себя одну из самых боеспособных армий на континенте, способную отразить любую агрессию, откуда бы она ни пришла.

Подобные высказывания слышны и со стороны ее южной соседки — Украины, от которой белорусы сегодня все больше стараются оградить себя: укрепляют свои южные рубежи, создают новые пограничные отряды, проводят многочисленные учения и тренировки, усиливают контроль за пересечением границы и т.п. При этом в обоих случаях слова о высоком уровне боеспособности вооруженных сил двух республик, мягко говоря, преувеличены — белорусам, конечно, есть чем похвастаться перед украинцами и иными постсоветскими республиками, но им далеко до России или развитых стран Запада.

Нынешнее состояние белорусской армии, по мнению многочисленных экспертов, далеко от того, что можно было бы назвать серьезной боеспособностью. Хотя Белоруссия и начала реформировать свои вооруженные силы гораздо раньше других республик бывшего Советского Союза. Правда, в 1990-х годах это было продиктовано не столько желанием руководства страны продемонстрировать всему миру свое миролюбие, сколько простыми финансовыми проблемами, которые продолжают преследовать белорусскую армию и по сей день. За годы независимости в результате реформ численность вооруженных сил республики сократилась более чем в четыре раза и сегодня составляет около 62 000 человек, что даже по европейским меркам совсем немного. Помимо этого, была распродана значительна часть доставшихся от СССР вооружений, что на рубеже веков даже сделало республику одним из мировых лидеров в торговле оружием. Вместе с тем была проведена и реорганизация армейской структуры — вместо армий, дивизий и корпусов были введены бригады, которые, как считается, более приспособлены для ведения маневренных боевых действий, а также организована подготовка собственных военных кадров на базе Военной академии Белоруссии и различных гражданских вузов. Все это в свое время позволило сократить бюджетные расходы на оборону и в какой-то степени сохранить ее кадровый состав — как бы плохо в стране ни было, но военные, как правило, исправно получали зарплату и пользовались различными льготами. Да и национальный состав белорусской армии был сохранен однородным, а внутри ее не возникло ни национальных, ни религиозных противоречий. Видимо, именно поэтому многие эксперты и считают, что у белорусских военных на сегодняшний день один из самых высоких на постсоветском пространстве морально-волевой уровень.

Однако приходится констатировать, что на этом положительные моменты в белорусской армии, к сожалению, заканчиваются. Сегодня главная проблема, с которой уже столкнулись военные Белоруссии, — это фактическая невозможность провести более или менее полную модернизацию войск. Проще говоря, руководство страны из-за нехватки средств не может себе позволить отказаться от уже устаревшей и морально, и физически техники еще советского образца. При этом устаревает абсолютно все — авиация, танки, артиллерийские установки, системы противовоздушной обороны и т.д., а на одних только морально-волевых качествах победить вряд ли удастся. Все это не только ослабляет белорусскую армию, но и не позволяет, как прежде, зарабатывать на продаже вооружения. Сегодня покупатели стали крайне придирчивы и не желают покупать технику 20−30-летней давности. Вероятно поэтому, по статистике ООН, Белоруссия в последнее время стала продавать всего лишь считаные единицы старых советских вооружений, дополнительно приторговывая боеприпасами, срок действия которых на исходе.

Исходя из имеющейся на сегодня информации, можно говорить о том, что нынешние военные расходы белорусского бюджета не способны удовлетворить современные потребности армии. Сегодня республика тратит на свои вооруженные силы около $ 700 млн., занимая по этому показателю 79 место в мире. Для примера, Польша, чья армия по численности вдвое больше белорусской, тратит на нее $ 9,6 млрд. в год. Если вспомнить, что белорусский бюджет формируется в местной «валюте» и сопоставить темпы роста военных расходов с темпами инфляции, то получается, что вложения в армию в Белоруссии в лучшем случае остались на прежнем уровне. При этом искать дополнительные средства на модернизацию армии по-прежнему, надо, так как современные вооружения стоят крайне дорого. Например, стоимость зенитно-ракетного комплекса типа С-300 может достигать нескольких сотен миллионов долларов в зависимости от модификации, а современный боевой самолет — $30−50 млн. Взять подобные средства Минску неоткуда, и поэтому белорусы уже не первый год пытаются найти выход из сложившейся ситуации — когда очень хочется перевооружить армию, но возможностей на это нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.