Историю воздухоплавания украшают изобретения летательных аппаратов, которые не только раздвинули пределы возможного в данной области, но и просто не вписывались ни в какие рамки. Именно о таких образцах авиаконструкторской мысли пойдёт речь в нашей статье.
Goodyear Inflatoplane
Не матрас и не лодку, а идею надувного спасательного самолёта предложила в 1959 году армии США фирма Goodyear, занимающаяся производством шин. Армейские генералы нуждались в сверхлёгком летательном аппарате — и он появился. Появился в резиновом исполнении через 12 недель работы над проектом. Резиновыми в Goodyear Inflatoplane были абсолютно все детали — от хвоста до кабины, за исключением самого двигателя, электропроводки и нескольких тросиков управления. В свёрнутом состоянии он помещался в жёстком контейнере объёмом 1,25 куб.м. Такая упаковка позволяла транспортировать GA-468 в багажниках автомобилей, перемещать в грузовых отсеках самолётов, выбрасывать на парашюте в любую горячую точку для эвакуации военнослужащих.
Предусматривались три варианта надува аппарата: с помощью баллонов сжатого воздуха, компрессора, работающего от двигателя и ручного насоса. Последний способ безотказно работал в полевых условиях и позволял подготовить машину к полёту за 15-20 минут. Баллоны позволяли проделать ту же операцию за 6-7 минут. Компрессор (при работающем двигателе) поддерживал необходимое давление в оболочке самолёта.
Самолёт отвечал всем требованиям военных. Кроме этого, по сравнению с летательными аппаратами аналогичного класса его стоимость при серийном производстве была бы просто смехотворной. Однако у него была своя ахиллесова пята — уязвимость резинового корпуса. Именно она не позволила фирме Goodyear продать свою разработку после того, как военные узнали, что прямое попадание из любого вида стрелкового оружия, включая мальчишескую рогатку, превращало самолёт в падающую мясорубку.
Convair V2 Sea Dart
Необычная идея совмещения задач корабельного сверхзвукового истребителя с возможностями гидросамолёта, построенного в 1953 году американской фирмой “Конвэр“, придаёт этому летательному аппарату с водонепроницаемым корпусом и гидролыжами особую привлекательность. Не часто пилотам попадают в руки такие экзотические экземпляры, где приводнение и взлёт на глиссировании требует от испытателей дополнительных навыков управления быстроходным судном.
Во время испытаний в районе залива Сан-Диего произошла катастрофа: корпус Convair V2 Sea Dart, которым управлял Charles E. Richbourg не выдержал нагрузок и развалился в полёте. Лётчик погиб. Вскоре после этого на фоне появления тяжёлых авианосцев производство истребителей свернули: сказались недоработки связанные с тяговооружённостью машины, вибрациями и ударами при глиссировании, с проблемами сверхзвукового полёта по горизонтали. Тем не менее, это был первый гидросамолёт, преодолевший звуковой барьер.
NASA A1 Pivot-Wing
Этой компании удалось вознести концепцию “странного самолёта“ до невиданных дотоле высот. Разработки на взлёте 80-х велись с одной лишь целью — проверить на деле лётные возможности поворотного крыла реактивного самолёта. Мало того, что крыло было тонким и длинным, оно могло ещё и поворачиваться под углом к центральной оси оригинального летательного аппарата. Новаторство идеи подобной конструкции заключалась в попытке изменить картину вихревых возмущений, возникающих при движении в воздушной среде.
Не смотря на неплохие результаты испытаний самолёта в воздухе, разработчикам не удалось убедить заказчика в рентабельности производства своего детища. Однако его оригинальная идея не затерялась в пыли времён. Конструкция этого экстравагантного летательного аппарата используется в новых проектах беспилотников.